Принятый на 2010 год бюджет Климовска получился дефицитным. Доходы – менее миллиарда рублей (почти в полтора раза меньше, чем объем сборов 2009 года), расходы – 1 миллиард 43 миллиона, дефицит – 45 миллионов. В общем ситуация не нова: профицита или хотя бы равенства дебита-кредита при утверждении первой редакции параметров муниципальной казны история еще не знала. Как власти планируют покрыть «дыру» и на чем будут экономить? В этом разбирался наш корреспондент.
По одежке
протягивай ножки
В вопросе экономии финансовых ресурсов чиновники начали с себя. В утвержденной 17 декабря версии городского бюджета сумма расходов на содержание Администрации снижена почти на 23 процента по сравнению с 2009 годом.
Объем финансирования по разделу «Образование» из местного бюджета остался практически на уровне прошлого года. А вот суммы, о выделении которых правительство Московской области заявило в части содержания общеобразовательных учреждений (материальное обеспечение школ, напомню, – компетенция региональной, а не городской власти), снижены на 17 с лишним процентов.
И чтобы вписаться в заложенные на обеспечение климовских 11-леток в бюджете Подмосковья 130 млн рублей, сегодня менеджеры образования готовы резать, что называется, по живому: нещадно ужимая размер стимулирующих выплат, вплотную подбираясь к перспективе увеличения часовых нагрузок на одного работника и т.д. Такой вот «подарок» педагогам в Год учителя, коим объявлен 2010-й в России...
Но если преподавательскому составу хоть на дверь вышестоящие уровни власти не показывают, то в работниках подростково-молодежных клубов укрепляют чемоданное настроение. Почему?
Да потому, что спустя 4 года после вступления в силу нового закона о местном самоуправлении областное Министерство финансов заявило о том, что содержание подростково-молодежных клубов за счет местных бюджетов – нецелевое расходование ассигнований. Видите ли не идет о них речь в перечне вопросов местного значения… А раз так, то 190 существующих в Московской области (в том числе 4 – в Климовске) центров по работе с молодежью, ориентированных в основном на отвлечение с улицы подростков из неблагополучных или откровенно асоциальных семей, надо закрыть.
Чиновники вышестоящих ведомств называют это «неточность формулировок 131-го Федерального закона». Сейчас, правда, поступила информация, что подготовлена законодательная инициатива о внесении поправок в закон о местном самоуправлении, нацеленная на то, чтобы наделить муниципальные образования правом иметь в собственности имущество для работы с детьми и молодежью. И в общем-то, последняя зыбкая надежда сохранить с трудом созданную систему, способную отвлечь не обласканных жизнью школьников от пагубного влияния улицы, остается. Но пока финансирование городских ПМК из местного бюджета срезано на 35 процентов по сравнению с объемом затрат прошлого года.
Стоит ли говорить, что в климовском бюджете-2010 ЖКХ посажено на голодный паек? Те средства, которые прописаны в расходных обязательствах, касаются лишь «поддержания» штанов, чтобы дороги в нынешнюю снежную пору хоть частично, но чистились, чтобы фонари на улицах горели не одиноко, чтобы с бессребренников из Общества инвалидов не взимались коммунальные платежи…
Капитальных вложений в объекты социальной сферы, инвестиций в развитие, приведения в порядок улиц, скверов, площадей в условиях бюджетного дефицита, конечно, нет.
Но при всем этом нельзя не отметить, что категории льготополучателей и объем социальных выплат им из местного бюджета, что, к слову, не относится к исключительным полномочиям муниципальной власти, сохранен на уровне 2009 года.
Более того, в связи с отмечаемой 65-й годовщиной советского народа в Великой Отечественной войне установлено, что инвалидам и участникам событий 1941-1945 годов, вдовам погибших и умерших фронтовиков, несовершеннолетним узникам фашизма накануне 9 Мая будет оказана материальная помощь.
Когда Федеральный закон
не указ
Эпопея по обсуждению вопроса, оставить ли Климовску в 2010 году дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности, или ей взамен выбрать дополнительный норматив отчислений налога на доходы физических лиц, началась еще летом прошлого года.
Тогда в первый раз в Совет депутатов поступил такой вопрос из областного Министерства финансов.
В чем его глубинный смысл?
От общей суммы сбора НДФЛ по Климовску городскому бюджету перепадает 30 процентов. Оставшиеся 70 – подлежат зачислению в бюджет субъекта, то есть в бюджет Московской области. И по закону область может поделиться с муниципалами частью этого куска. Но, ясное дело, не за спасибо (его на хлеб не намажешь), а взамен дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Она предусмотрена для тех городов и поселений, которые получают в казну меньше, чем сумма, на которую должны оказать услуги населению согласно полномочиям по решению вопросов местного значения.
Климовск из числа таких: мы не зарабатываем даже того минимума, который должны «закрыть» по защищенным статьям бюджета.
И если дотация – это «живые» деньги, то допнорматив НДФЛ – это понятие абстрактное. Если поступят средства в бюджет, хорошо. А не поступят, то «сосите лапу».
Поразмыслив над предложением Минфина, от которого «невозможно отказаться», в конце июля в этот орган власти был направлен ответ. В нем много чего умного было написано – не буду утомлять. Области корректно, но отказали.
И каково же было удивление, когда после утверждения бюджета Подмосковья на 2010 год выяснилось, что Климовску дополнительный норматив отчислений подоходного налога установили в размере 13,9 процента, глазом не моргнув, нарушив требования статьи 138 Бюджетного кодекса РФ, где черным по белому написано, что в бюджеты городских округов могут зачисляться налоговые доходы от налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в случае, если данные параметры согласованы с представительными органами.
В нашем случае региональные законодатели последнее условие просто проигнорировали.
В итоге размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности нашему городу утвердили в размере 889 тысяч рублей, что в 91 раз меньше, чем по итогам 2009 года, когда размер поступлений по названной статье превышал 81 миллион.
А знаете, почему? Как выяснилось, по мнению финансистов областного правительства, слишком высока собираемость налоговых и иных платежей в нашем городе. В 2009 году, по их данным, была на 1,4 процента выше, чем в среднем по Подмосковью. Работали б хуже – нам бы больше на жизнь подкинули. А пока довольствуйтесь малым.
Пожелания
по возможности учтем
Еще в середине 2009 года, когда на федеральном, региональном и муниципальном уровнях началась работа по формированию бюджетов на 2010 год и среднесрочную перспективу, президент России Дмитрий Медведев в своем Бюджетном послании, а потом и на различных рабочих совещаниях неоднократно подчеркивал, что финансовый документ любого административно-территориального образования 2010 года должен основываться на
консервативных оценках, быть реальным и не создавать замки из песка.
Отвечает ли этим критериям нынешний вариант бюджета?
По оценкам наших финансистов, рост налоговых поступлений составит 9,35 процента по сравнению с 2009 годом.
Оптимистический прогноз, что и говорить. Но реалистичен ли он?
Возьму, к примеру, прогноз поступлений основного доходного налогового источника – налога на доходы физических лиц (предполагается, что НДФЛ даст свыше 80 процентов всех налоговых отчислений в городскую казну в наступившем году!). Сумма оценена в размере 284 миллионов рублей. Верится в это с трудом, если честно.
Мы ведь не маленькие, прекрасно понимаем, что НДФЛ складывается из числа рабочих мест и уровня заработной платы персонала. Чем выше данные показатели, тем больше средств будет перечислено в местный бюджет. А если нет ни того, ни другого?
Расчет, который лег в основу калькуляции поступлений подоходного налога, основан на том, что количество рабочих мест в нашем городе в 2010 году достигнет 15 450. При этом известно, что в 2009 году число реально работавших специалистов было на 31% меньше, чем заявляли эксперты.
Да и прогнозный уровень средней заработной платы на 2010 год определен в размере
18 350 рублей, а это на 387 рублей выше фактических показателей конца 2009 года. Сможем ли мы достигнуть желаемого? Вопрос, скорее, риторический.
Но все ли так грустно?
Представьте себе - нет! Поводы для оптимизма есть. На мой взгляд, их аж два.
Первый – это то, что за Климовском не числится долгов (редкий случай в современной истории и в округе, – все соседи, включая Подольск, район, Чехов, сидят на кредитной игле).
Второй – на бюджетных счетах по состоянию на 1 января значились неизрасходованные в прошлом году средства. Их сумма пока не разглашается. Но по инсайдерской информации, денег хватит на то, чтобы покрыть дефицит, и (пусть и в меньшем, чем в прежние годы, объеме) запланировать проведение ремонтных работ на объектах муниципальной собственности. В общем, по возможности пожелания всех бюджетополучателей будут учтены.
Так что жизнь продолжается!
Роман Скалозуб
Просмотров: 1076
|