Главная
Главная тема
События и комментарии
Город
Общество
Образование
Лица
Свободная тема
Письма в редакцию
Дата
Культура
Здоровье
Отдых
Спорт
Невидимки №6-2011
 №6, НОЯБРЬ 2011г.
архив номеров


Яндекс.Погода


Яndex

www.yandex.ru



Совсем другая история Печать
Образование
06.10.2007 г.
ImageЕщё в самом начале лета, когда школьники обкладывались учебниками, готовясь к летним экзаменам, чиновники самого высокого уровня в очередной раз обеспокоились качеством этих самых учебников. В них, по мнению Бориса Грызлова, дело доходит до полного извращения исторических фактов. «Историю пытаются исказить не только в других странах, историю пытаются исказить и в России», – заметил он. Немного позже его поддержал Владимир Путин. Он отметил, что практически нет учебников, которые бы глубоко отражали события новейшей истории, и предложил разработать новые образовательные стандарты.

Между тем учебники, которые учат детей отделять непоколебимые факты от изменчивых мнений, есть. Обучающая система «Школа-2100» существует уже десять лет, коллективом из сотни авторов написан не один десяток учебников по самым разным предметам. Один из авторов живёт и преподаёт в Климовске. Светлана Сергеевна Кузнецова, учитель истории школы №6, в прошлом году была признана победителем конкурса «Учитель года» как раз за то, что написала несколько учебных пособий. Которые, в отличие от традиционных, учат ребёнка не просто запоминать исторические даты, но самостоятельно рассуждать над историческими фактами и делать на их основе собственные выводы. Она и поделилась своим мнением о том, каким должен быть школьный учебник в XXI веке, чтоб не вызывать недоумения у ребёнка и возмущения - у взрослого. - Вы как учитель истории согласны с тем, что многие школьные учебники сегодня - очень низкого качества? Почему так происходит?
- Авторы пытаются как можно быстрее сдать учебник в издательство и не всегда тщательно проверяют фактический материал: даты, названия и многое другое. Учителю на уроке всё это приходится расхлёбывать - это сложно, и только авторитет помогает. С методической точки зрения массовые учебники сложны для детей тем, что зачастую не учитывают детской психологии. Разве может ребёнок осмыслить фразу «общество раздавлено прессом тоталитарного режима...»? Школьник девятого класса просто теряется и не понимает, что автор ему хочет сказать.

- Что вы делаете для того, чтобы избежать этого непонимания? Из чего исходите, когда пишете свои учебники?
- Во-первых, мы исходим из того, что определяющим является социальный заказ. Казалось бы, сегодня дети пользуются интернетом - у них есть возможность получать любые знания. Но не секрет, что уровень их интеллектуального развития падает. Почему так происходит? Потому что ребёнок в свои 10-12 лет просто не в состоянии отфильтровать нужную информацию в том потоке, который на него обрушивается. Значит, мы, прежде всего, должны научить ребёнка отбирать информацию, научить его самостоятельно учиться. Во-вторых, современные учебники грешат тем, что в них исторические факты заменяются их оценкой. Мы же учим ребёнка умению отделять факты от их трактовок. И, в-третьих, все пособия «Школы-2100» построены на следующем принципе: в учебнике даётся максимум информации, и каждый ученик должен освоить хотя бы минимум, который совершенно чётко выделен в книге графически. Если ребёнок его знает, он получает оценку «хорошо» - это мы сразу оговариваем на первом занятии. Все остальные знания он усваивает по своему желанию, отбирая то, что ему интересно.
Также учебник должен быть проблемным. Мы никогда не предложим готового решения в нём. Мы ставим задачу - на уроке дети вместе её решают. Иногда у меня спрашивают: как вы считаете, как правильно? Я им отвечаю: вам решать.

- Расскажите подробнее, что эта за образовательная система, на основе которой создаются такие замечательные учебники?
- «Школа-2100» - это самая молодая образовательная система в России. В нашей стране, помимо неё, есть ещё три: традиционная школьная система обучения, система развивающего обучения Ильконина-Давыдова (по ней у нас в городе работает лицей) и система Замкова. Но они достаточно старые - им уже 40-50 лет. А мы в прошлом году отметили 10-летний юбилей, и коллектив авторов у нас очень большой - около ста человек.

- А что вас побудило стать не только учителем, но ещё и автором учебников?
- Я поступила в институт в 1990 году - тогда те учебники, что были, во многом не отвечали современным реалиям жизни. Так что почти весь курс истории мы выучили в Исторической библиотеке по первоисточникам: документам, мемуарам, письмам. Это заложило основу. На 4 курсе нам предложили написать рабочую тетрадь по истории древнего мира для учеников 5 класса – это оказалось неплохой практикой. Стала работать в школе - поняла, как важно заинтересовать ребёнка. Мне не нравились уроки, когда учитель говорит, а ученики просто сидят и слушают. Для меня уже тогда было важно, чтобы урок оказался проблемным. Значит - интересным. А потом мой однокурсник предложил написать к учебнику 3 класса рабочую тетрадь. С этого всё и началось.

- И на сегодняшний день сколько вы с вашим коллегами выпустили учебников? Сколько детей по ним учатся?
- Мы подготовили около восьми пособий. Занимаются по ним даже за пределами нашей страны: в Белоруссии выпускают аналогичные учебники. А в России по ним учатся в 40 субъектах федерации. Некоторые регионы закупают их целенаправленно, большими партиями. Как только мы написали учебник для 9 класса - весь тираж в 15 тыс. экземпляров прямо из издательства уехал в Чувашию.

- Некоторое время назад в очередной раз был поднят вопрос о качестве школьных учебников. Об этом говорил и Владимир Путин, и другие руководители страны. Выдвигается идея восстановления государственного контроля над содержанием учебников, предлагают один, единый учебник для всей страны...
- Тогда этот учебник должен быть именно таким, о каком мы сегодня говорим. В нём не должно быть навязываний - только точные факты и никакой идеологии. На мой взгляд, президент именно это имел в виду.

Алексей ТИМОФЕЕВ



Добавить коментарий
Имя:
Коментарий:



Код:* Code


Просмотров: 1319

Комментарии
 
« Пред.   След. »