Главная
Главная тема
События и комментарии
Город
Общество
Образование
Лица
Свободная тема
Письма в редакцию
Дата
Культура
Здоровье
Отдых
Спорт
Невидимки №6-2011
 №6, НОЯБРЬ 2011г.
архив номеров


Яндекс.Погода


Яndex

www.yandex.ru



На Едином госэкзамене выпускникам добавляют балл за отсутствие мата в сочинениях Печать
Образование
07.05.2007 г.
ImageРусский язык является родным для 170 миллионов человек и 350 миллионов человек его понимают. Он четвертый по распространенности язык в мире. На нем общаются более 160 народов. Русский язык - это язык великой литературы, и даже первые слова в космосе были произнесены на этом языке. Сейчас за рубежом проживают около 30 миллионов человек, для которых русский язык является родным, кроме того, 180 миллионов человек его изучают. Поэтому можно смело сказать, что русский язык является языком глобального общения и Год русского языка отражает его значимость для мировой цивилизации.

Но, выступая на II Ассамблее Всемир-ного форума «Интел-лектуальная Россия», ректор МГУ им. М. Ломоносова Виктор Садовничий дал неутешительный прогноз: через четверть века русский язык потеряет статус мирового. Сейчас «великий и могучий» язык обгоняют английский, китайский и испанский. Но уже через десять лет его обгонят французский, хинди, арабский, а еще через 15 лет - португальский. По словам профессора Садовничего, к 2025 году число носителей русского языка в мире уменьшится вдвое. Основной причиной падения его популярности стал развал Советского Союза, что привело к сокращению преподавания русского в школах бывших союзных республик. Вносит свой вклад в эту негативную тенденцию и уменьшение численности жителей России. Все это вынуждает экспертов искать пути решения проблемы. Климовская редакция радиовещания РТВ «Подмосковье» решила не оставаться в стороне и организовала «круглый стол», посвященный важной и обширной теме - «Современный русский язык». В беседе принимали участие учитель русского языка и литературы лицея Татьяна Николаевна Боева, руководитель городского методического объединения учителей русского языка и литературы, учитель словесности школы № 5 Алла Агеевна Завьялова, заведующая библиотекой № 1, расположенной на ул. Ленина на Гривно, Елена Юрьевна Веселкова, журналист Елена Николаевна Ланцева.

- Думаю, вам должны быть близки проблемы русского языка, тем более что вы учите детей владеть им, говорить и писать правильно. Как вы считаете - психологически, в обществе, в жизни помогает ли человеку знание русского языка?

Е. Ю. Веселкова:
- Хочу сослаться на писателя Андрея Битова, который говорил, что «ничего нет более русского у нас, чем русский язык». Наша великая русская литература написана этим языком и опирается на русскую историю, природу, культуру. И поскольку этот год объявлен не только Годом русского языка, но еще и Годом чтения, то я вижу в этом несомненную связь. Нельзя отделить одно от другого.

Т. Н. Боева:
- Целиком и полностью я поддерживаю данную позицию - русский язык и литература взаимосвязаны. Проблема на сегодняшний день серьезна. Говорить о значимости русского языка необходимо, но, к сожалению, эту проблему мы одни не решим.

А. А. Завьялова:
- Во-первых, многое зависит от того, какую для себя цель ставит человек. Кем он хочет стать в будущем, какова его планка? Человек, который ставит перед собой большие цели и задачи, который хочет преуспевать, обязательно овладеет и устной, и письменной речью. А уважающий себя руководитель не примет на работу безграмотного сотрудника. Я приветствую эксперименты в некоторых городах, когда среди чиновников проводятся диктанты, при этом более 60% из них оказываются неграмотными. Во-вторых, любовь к русскому языку рождается в семье. Все зависит от того, какие сказки читает мама своему ребенку и читает ли вообще, как родители между собой общаются. Ребенок все впитывает как губка, все некрасивые и неправильные фразы. Для него такая речь становится нормой. И в школе нам предстоит его не только учить, но и переучивать, менять его отношение к русскому языку.

Е. Н. Ланцева:
- Примета нашего времени - упрощение языка. Высоким штилем уже никто не говорит, да и не надо, наверное. Ведь в век научно-технического прогресса витиеватая, возвышенная речь, скорее всего, неприемлема. Нужно быстро формулировать мысли. Это и есть упрощение. А еще засоренность речи и настоящая беда - нецензурная речь. Она и в быту, и на улице, и с экрана телевизора, и в книгах. Это уже болезнь.

ImageЕ. Ю. Веселкова: - Я хочу сказать, что литературная цензура не помешала бы. И, наверное, стоит объединиться библиотекам, школам и семьям для того, чтобы растить новое поколение грамотным, разбирающимся в литературе. С 2006 года разрабатывается большая государственная программа, направленная на то, чтобы прививать любовь к чтению. Хочу привести такой пример: в 2000-м году наша страна впервые участвовала в программе Всемирной ассоциации «Чтение», когда у пятнадцатилетних школьников разных стран выявляют навыки и умение читать. В 2000-м году среди 32 экономически развитых стран Россия была на 27 месте. А через 3 года среди 40 стран мы заняли 37 место. А Латвия и Люксембург, наоборот, поднялись на десять позиций. Потому что сделали выводы. В 1970 году 80% родителей в нашей стране читали детям книги. А в 2005 году - только 7%!

Т. Н. Боева: - Один из текстов по ЕГЭ предусматривает семейное чтение, там очень интересное рассуждение. Этот текст писали недавно ученики 6-го, 9-го, 10-го класса. Так вот, рассуждали о семейном чтении, о том, как оно сближает людей, ребята из шестых классов. Десятиклассники не знают, что такое семейное чтение и совершенно иначе воспринимают его. Да, сейчас совершенно другие родители, они живут иными интересами, о семейном чтении редко кто вспоминает. Знаете, я слышала, как кто-то из учеников говорил про семью: «Живешь, как в общежитии, просто под одной крышей».

Е. Н. Ланцева:
- А ведь когда-то мы считались самой читающей страной в мире...

Е. Ю. Веселкова: - А теперь самая читающая страна - Финляндия. И этому есть объяснение: в Финляндии, в Великобритании есть отдельная профессия - учитель чтения. Не учитель предмета «Чтение», как у нас в начальной школе, а именно педагог. Это и психолог, и логопед, и методист, работу проводит огромную, но результаты говорят сами за себя.

Е. Н. Ланцева: - Чтение учит человека мыслить. Думают все, а вот мыслить умеют не все...

Е. Ю. Веселкова: - Но не каждая книга учит мыслить. Сейчас ведь что прослеживается? Даже среди интеллигенции явное снижение культуры чтения, мы в библиотеке это наблюдаем с сожалением. Переходят на литературу, которую можно назвать книжным фастфудом. Чтение для транспорта, для очереди, для времяпрепровождения. Не читают для разума и сердца. И дети, глядя на родителей, читают то же самое.

- Школьный предмет «Литература» скорее связан с идеологией государства, поскольку может научить любить Родину, может воспитывать детей на примерах прошлых поколений. Каким является этот предмет сегодня? Я знаю, например, что Татьяна Николаевна Боева все равно знакомит своих учеников с произведениями, которые уже исчезли из программы.

Т. Н. Боева:
- Вероятно, опыт работы и пройденный этап 1960-х, 70-х, 80-х годов подсказали, что именно та литература имела определенный вес в воспитании подрастающего поколения. Ее не назовешь низкопробной. Она воспитывала и чувство патриотизма, и прививала вкус, эстетические нормы.

А. А. Завьялова: - Где-то 50% учащихся списывают сочинения с книг типа «500 золотых сочинений» и читают краткое содержание. Я одинаковые сочинения откладываю в стопку и даже не ищу, откуда списали. Ставлю «три» за труд и потраченное время. Т. Н. Боева: - Русский язык не только упрощается, но и оскудевает. В сочинениях уже можно прочитать «Онегин клеился к Татьяне». По-современному сказано. Хотя сами ребята понимают и смеются над подобными высказываниями. Но по-другому выразить свою мысль уже не могут. Это обидно и страшно, что они перестанут правильно говорить, а их перестанут понимать.

А. А. Завьялова:
- Я в качестве эксперта посетила занятия по проверке ЕГЭ части «С». В этом году в проверку ввели показатель «этические нормы». Мы решили уточнить, что под этим критерием понимается, и нам объяснили, что речь идет об употреблении ненормативной лексики в работах одиннадцатиклассников. Если нет, то ставится дополнительный балл! Не за средства художественной выразительности, а за отсутствие матерных слов.

Татьяна ПЯТОВСКАЯ,
Климовская редакция радиовещания РТВ «Подмосковье»

Добавить коментарий
Имя:
Коментарий:



Код:* Code


Просмотров: 1440

Комментарии
 
« Пред.   След. »