Реформирование образования и внедрение в эту уставшую от бесконечных перемен систему странных затей продолжается без остановки. Накануне учебного года Всероссийское педагогическое собрание (ВПС) провело видеомост с регионами. Педагоги обсуждали проект федерального закона «Об образовании» и озвучивали свои идеи для внесения в проект «Народная школа». И хотя в родившихся за последние пять лет образовательных проектах все уже запутались, продвижение каждого из них проходит с помпой и придыханием.
«Народной школе» председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова дала такую характеристику, что сложилось впечатление: инициатива ВПС родилась в каких-то инопланетных мирах. Не в нашей стране точно.
- «Народная школа» - это открытая школа, в которой не боятся аудиторских проверок, где действуют все органы самоуправления, управляющие и попечительские советы, а после 15 часов открыты двери для жителей, так как школа должна стать центром социально-культурной жизни населения.
Кажется, нечто подобное планировал в Нью-Васюках известный литературный персонаж. Но и это еще не все. В обширной программной инициативе всероссийского педсобрания «есть и вопросы развития одаренных детей, и достойного пенсионного обеспечения учителей (при выходе на заслуженный отдых - 20 тысяч компенсационных выплат), поддержания здоровья учеников и учителей, а также обеспечения ноутбуками и тех, и других». Минутой спустя, отвлекшись от фантастического проекта, Валентина Иванова вернулась на землю, к нашим реалиям, заявив:
- Что касается закона об образовании, то если не будет государственных гарантий оплаты труда учителя, ВПС подобный проект поддерживать не будет!
И вспомнила, что еще в феврале собрание педагогического сообщества поставило задачу: довести среднюю зарплату учителя до уровня не ниже средней по экономике региона. Инициативу поддержал премьер Путин на майском съезде организации. Между тем, пока в обсуждаемом законопроекте нет соответствующей статьи. Надо думать, что пока ВПС увлечен сценарием нового фантастического фильма «Народная школа», а не решением ежедневных проблем настоящих школ, уставших педагогов и подопытных учеников, в законопроекте эти статьи так и не появятся. Не сохранятся малокомплектные школы – как сельские, так и городские. Не придут в школы молодые учителя. Не выделят деньги на продвижение талантливых школьников и их наставников. Так и останется размытой норма о софинансировании школьного питания из местных и региональных бюджетов. Видите ли, в настоящей, а не фантастической школе в день на питание ребенка полагается аж 30 рублей. И председателю ВПС ничего не оставалось, как в очередной раз посокрушаться, что, спустя четыре года после появления на свет пилотного проекта «О школьном питании», более 30 регионов страны «им по-прежнему не охвачены». Так что Валентина Иванова порекомендовала на августовские педсоветы вынести и этот вопрос.
Образовательные эксперименты последних лет
Проект модернизации школ «Достойные граждане великой страны»
Заявленная цель: «Создать систему образования, способствующую воспитанию здорового гражданина, адаптированного к современной жизни, имеющего активную жизненную позицию».
В финале: за время реализации проекта накопилось достаточно негативного опыта, связанного с поборами в школах. Прокуратурой Самарской области, где апробировался проект, в ходе проверок был выявлен ряд нарушений, связанных со сбором и использованием добровольных взносов с родителей. Ряд директоров школ были уволены, ряду директоров были объявлены предостережения. Был сделан вывод о недостаточности контроля за выполнением проекта.
Новый образовательный проект «Детский университет»
Заявленная цель: создание нестандартных условий для одаренных детей., Детям многое предлагается решить самостоятельно, вплоть до формирования личного учебного плана. Опытные педагоги - многие из них занимаются и научной деятельностью и вовлекают в нее учеников – готовы преподавать по углубленной программе те предметы, к которым больше тяги у конкретного ребенка.
В финале: Пока в разработке.
Общенациональный образовательный проект
«Время вернуться домой»
Цель проекта: создание учебной цифровой карты России и других стран, на которой были бы отмечены и описаны мегаполисы, города, села и деревни так, как они видятся школьникам, студентам и учителям в настоящее время.
В финале: работа над картой, надо думать, еще продолжается.
Образовательный проект «Виртуальная муза»
Заявленная цель: «Представить искусство современной цивилизации и организовать в Интернете коммуникативные ситуации в мире новых знаний. Предполагаемое общение участников образовательного проекта будет способствовать их художественному, этическому, духовно-нравственному развитию и повышению информационной культуры.
Финал не известен.
|
Вопрос о школьном питании в Климовске на августовскую конференцию тоже вынесли. Правда, сделали это самостоятельно, так как о рекомендациях председателя ВПС ничего не слышали: некогда просто. Подготовка школ к новому учебному году, сдача ЕГЭ, учебные планы, кипа документов, опять же, всевозможные проекты, обложившие школы со всех сторон, - в общем, здесь не до мечтаний. Но в середине августа к традиционной педконференции все было уже готово. О задачах, которые предстоит воплощать в жизнь педагогам Климовска, о темах педконференции рассказала начальник управления образования – заместитель Главы Администрации Татьяна Останина:
- Конференция пройдет 26 августа в детской музыкальной школе. Педагогам предстоит ознакомиться с основными направлениями развития муниципальной образовательной системы Климовска. Мы затронем все отрасли городской образовательной системы. Прозвучат выступления руководителей образовательных учреждений с интересными новаторскими идеями. Например, школа № 1 стала победителем в конкурсе общеобразовательных учреждений Московской области, внедряющих инновационные образовательные программы. Опытом на конференции поделится директор школы Сергей Чугунов. Перед нами стоит задача воплощения в жизнь комплекса мер по модернизации образования. Предметно мы будем говорить о повышении заработной платы учителей, о повышении качества работы педагогов, об их профессиональном развитии. Аттестация учителей проводится с 1 января этого года по-новому. Перед нами стоит важная задача развития кадрового потенциала, создание условий для получения качественного образования школьниками, независимо от их места жительства. Это тема «Всеобуча», она поднимается не впервые, каждый год в нашей работе это красная линия.
Мы поговорим и о совершенствовании питания в образовательных учреждениях, эта тема будет отражена в основном докладе. Вышло огромное количество федеральных законов, касающихся самых разных вопросов, начиная от изменения статуса образовательных учреждений и заканчивая снижением энергопотребления. Эти темы нам тоже предстоит затронуть на конференции.
Татьяна Ивановна рассказала лишь о планах и задачах. Теперь напомню о самой главной тревоге: в этом году закончится переход на нормативно-подушевое финансирование. Теперь, в зависимости от того, на какой ступени обучается ребенок – начальной, средней или старшей, в зависимости от того, в школе какого статуса он обучается – гимназии, лицее, общеобразовательной, с углубленным изучением предметов или коррекционной, – на каждого ребенка регион законодательно устанавливает «цену». Эта «цена», помноженная на количество учеников каждого «типа», определяет сумму, выделяемую из бюджета Московской области для каждой школы Климовска. В этой сумме - и заработная плата для всех работников, и учебники, и хозяйственные товары. Выходит, чем больше школа, тем солиднее ее финансирование.
И наоборот.
Вся эта новизна в школах уже ощущается с начала года, «ОП» об этом рассказывала в одном из номеров. Больше всех страдают малокомплектные (в понимании законодательства) климовские школы – третья, шестая и лицей. Здесь отпущенных средств не хватает даже на голые оклады учителям. Зимой началась оптимизация штатного расписания, слияние классов - теперь экономически невыгодны классы с небольшой наполняемостью. Ведь чем больше проведено уроков в большом классе, тем зарплата у учителя выше. Есть ли резон учителям преподавать в малокомплектных классах и школах, авторы проектов, модернизаций, реорганизаций, новаций, конечно, не задумываются.
Екатерина БУШИНА
тем временем...
Накануне проведения расширенного педсовета стало известно об изданном в Подмосковье постановлении о присуждении в 2011 году ежегодных именных премий губернатора Московской области лучшим учителям в рамках реализации приоритетного нацпроекта «Образование».
Среди 221 награжденного педагога из общеобразовательных учреждений региона – два представителя Климовска: Светлана Брагина, учитель русского языка и литературы лицея, и Анна Моисеева, учитель химии школы № 5. Поздравляем!
|
Просмотров: 388
|