Главная
Главная тема
События и комментарии
Город
Общество
Образование
Лица
Свободная тема
Письма в редакцию
Дата
Культура
Здоровье
Отдых
Спорт
Невидимки №6-2011
 №6, НОЯБРЬ 2011г.
архив номеров


Яндекс.Погода


Яndex

www.yandex.ru



Школа строгого режима Печать
Образование
27.05.2011 г.

Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко относится к тому типу государственных служащих, в головах которых форма и политическая конъюнктура часто одерживают верх над содержанием и житейской логикой. Но тот факт, что ряд его предложений плохо вяжется с повседневными реалиями, ничуть чиновника не смущает. «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас», - как бы отвечает Геннадий Григорьевич своим многочисленным критикам. На большее не хватает времени, ведь он находится в постоянном творческом поиске новых «санитарно-эпидемиологических» инициатив.

Зимой, например, взгляд Онищенко упал на школы. Результат не заставил себя ждать: на головы учителей и директоров обрушилось новые «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Image

К воспитанию юного поколения ведомство Онищенко присматривается не впервые. В 2003 году, например, Геннадий Григорьевич подписал постановление, согласно которому школы должны быть не выше трех этажей, а парты – соответствовать росту учеников. Конечно, никто не бросился перестраивать здания, разбирать «лишние» этажи и закупать новую мебель. Зато изумленное новациями педагогическое сообщество стало ломать голову над вопросом: «А когда сей господин последний раз переступал порог школы? Уж не на своем ли выпускном?».

Не обошлось без порции странностей от главы Роспотребнадзора и в новых требованиях. Если суммировать все изменения воедино, то выйдет, что главным авторитетом в школе с 1 сентября 2011 года будет не учитель и даже не директор, а неведомый детям СанПин. Он распланирует всю жизнь школьников, вплоть до малейших деталей – цвета потолков в классной комнате, времени, потраченного учениками на домашнее задание, и количества килограммов знаний в школьном рюкзачке.

Кратко о том, что же гласит лучший друг детей СанПин? 1. Обучение в 1-м классе осуществляется по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.

2. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.

3. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг; 5 - 6-х - более 2,5 кг, 7 - 8-х - более 3,5 кг, 9 - 11-х - более 4,0 кг.

4. В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один - для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй - для приготовления домашних заданий.

5. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

6. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут, в 5 - 11 классах - 10 - 15 минут.

7. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4-м уроках.
8. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

9. В новых правилах четко прописывается количество санитарных приборов: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек и 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Для учеников средних и старших классов предусмотрена организация комнат личной гигиены из расчета 1 кабина на 70 человек, оборудованных биде или поддоном с гибким шлангом, унитазом и умывальной раковиной с подводкой холодной и горячей воды. В зданиях, построенных до выхода новых правил, рекомендовано обустроить уголки личной гигиены в туалетных комнатах.
И это лишь малая толика грядущих нововведений.

Эксперты от образования с удовлетворением отмечают, что Онищенко описал на бумаге идеальную школу будущего, в которой особый упор делается на охрану здоровья учащихся. Но в процессе создания проекта безукоризненного учебного заведения специалисты слегка перемудрили.

Хватили лишнего, например, запретив прохождение через территорию общеобразовательных учреждений магистральных инженерных коммуникаций городского (сельского) назначения. (Есть и такая позиция в изданном СанПине.) Если взять это правило за руководство к действию, то в Климовске вообще ни одной школы не останется - исторически сложилось так, что по территории общеобразовательных учреждений прошли к жилому сектору магистральные тепло- и/или водотрассы. Да и во многих других городах, думается, тоже. Несколько поостыв, ведомство Онищенко сделало поправку на то, что данный пункт относится только к строящимся и реконструируемым зданиям. Но от этого учительскому сообществу не намного легче стало. Своими опасениями с «Октябрьской площадью» поделился директор муниципальной средней образовательной школы № 1 Сергей Чугунов.

Image

«Новые санитарные нормы и правила предполагают изменения инфраструктуры, что требует больших капиталовложений, которых на сегодняшний день город не потянет, - не сомневается Сергей Николаевич. - Но отдельно нужно сказать о предъявлении требований к организации групп продленного дня. Спальные комнаты для детей, посещающих продленки, с 1 сентября 2011 года должны быть раздельными для мальчиков и девочек, и их нужно оборудовать подростковыми или встроенными одноярусными кроватями. Однако сегодня типовые школы постройки 50-70-х годов прошлого века не имеют возможности для выделения дополнительных помещений под спальни и игровые. При существующих требованиях нам придется просто отказывать родителям в организации групп продленного дня». Между тем, «социальный заказ» на такие группы в Климовске, по словам директоров, есть, и немалый. К примеру, только одной первой школе в новом учебном году должно было быть сформировано 3 группы примерно по 25 детей в каждой. Сейчас их судьба под вопросом.

Можно себе представить, как обрадуются работающие за пределами города и поздно возвращающиеся в Климовск родители из числа тех, у кого нет свободных бабушек-дедушек и кто не может себе позволить оплачивать услуги няни, если им откажут в приеме чада в продленку только по той причине, что раздельные спальни для ребятни организовать нельзя. Свободными площадями для выполнения требований СанПина не располагает не только эта, но и другие климовские школы. Они все работают в режиме «плотной двухсменки»

(Климовск в Московской области считается одним из лидеров по количеству учеников, обучающихся во вторую смену.) А заводить разговор о выделении дополнительных средств на переоборудование и тем более на строительство новых объектов из муниципального бюджета, по мнению того же Сергея Чугунова, не вполне корректно. «Я понимаю ограниченные финансовые возможности города», - подчеркивает он.

Много проблем при проверках обещает директорам требование озеленить не менее 50% школьной территории. Само по себе оно воспринимается на ура. Недоумение вызывает, прежде всего, тот факт, что вся пришкольная растительность тоже должна быть втиснута в узкие рамки СанПиновских нормативов. Например, деревья должны произрастать на расстоянии не менее 15 метров от здания, кустарникам приличествует быть декоративно «постриженными». Если комиссия из Роспотребнадзора прошлась бы сейчас с линейкой в руках по российским школам, то в бюджет государства поступили бы миллиардные штрафы от средних учебных заведений. Как будут «укрощать» зелень к новому учебному году, тоже не совсем понятно.

Хотя вряд ли руководство гимназии или лицея, где многолетние деревья приближены к фасаду менее чем на полтора десятка метров решатся их вырубить накануне Дня знаний. Впрочем, если чиновники Роспотребнадзора окажутся непонятливыми, то школьников 1 сентября могут встретить пеньки вместо пестрой осенней зелено-желто-красной листвы. «Мы обеими руками за озеленение территорий, но столь строгий регламент посадок – это уже чиновничий подход, - говорит Сергей Чугунов. - Надеемся на то, что специалисты Роспотребнадзора, осуществляющие контроль за деятельностью учебных заведений, будут ставить во главу угла реальные возможности города, учебного заведения, географические особенности местоположения школ, а не измерения линейкой».

Еще один впечатляющий момент нового СанПина в том, что он регламентировал даже цветовую гамму, в которой должны быть выдержаны классные комнаты.
Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.

Учитывая, что в рамках спонсорской помощи школам ремонты в кабинетах, где бесплатное, Конституцией гарантированное образование получают дети, родители делают на свои кровно заработанные, думается, они не будут в восторге, если их попросят закупить краску иного колора и еще раз привести в порядок стены, покрашенные, к примеру, в сиреневый цвет. Есть в СанПине и такая позиция: он запрещает расставлять на подоконниках цветы. Этому особенно обрадуются учителя биологии, немало труда положившие на то, чтобы их кабинеты были филиалом ботанического сада. Правда, в онищенковских правилах есть оговорка: цветы позволяется размещать в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами. В принципе можно раскошелиться и закупить все это. Догадайтесь с трех раз, кто это оплатит. Правильно, родительский комитет. У школы-то денег нет.

Одни директора усматривают в таких «заскоках» СанПина почву для роста взяток проверяющим органам, другие рассчитывают на сознательность «контролеров».
Над соблюдением температурного режима придется попотеть директорам сельских школ с печным отоплением. Впрочем, в межсезонье к ним присоединятся и коллеги из городов, не исключение и Климовск. Ведь температура воздуха, согласно новым правилам, в разных школьных помещениях должна быть разная: 18-24 градуса в кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке; 17-20 градусов в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских; 20-24 градуса в спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования; 20-22 градуса в медицинских кабинетах и раздевалках спортзала.

И все же: закон, как известно, суров, но это закон. Сколько не критикуй СанПин-2011, а из кожи вон лезть все равно придется, чтобы попасть в фарватер новых веяний Роспотребнадзора. «Санитарные правила и нормы приняты, вступают в силу с 1 сентября 2011 года. И нам ничего не остается, как пытаться им соответствовать», - лаконично заметила начальник отдела развития образования Управления образования Светлана Кузнецова, прежде чем отказаться от каких-либо комментариев по теме СанПина.

Ирина ШАЛЕВИЧ

Добавить коментарий
Имя:
Коментарий:



Код:* Code


Просмотров: 805

Коментарии (1)
1. Написал(а) Сочувствующий в 19:07 01 июня 2011 г.
 
 
Следуем логике газета - зеркало истории. Ну, да, с машинами трындец во дворах. И не только. И что? Идеи есть, как справиться с ситуацией? А если нет, чего писать? Чего место переводить? Вы новое что-нибудь поведайте, писатели!
 
 
« Пред.   След. »