В России закрываются школы. В одной только Свердловской области были махом ликвидированы десять школ: одну, сельскую, закрыли из-за низкой наполняемости, другая перешла в частную собственность; восемь расформировали, присоединив к другим, более крупным.
Большинство закрываемых школ зовутся техническим словечком «малокомплектные», словно речь идет не o Храме науки, a o конструкторе каком-то. Закрывают эти школы из-зa их низкой «экономической эффективности».
С 2001 года в России идет эксперимент по внедрению подушевого принципа финансирования средних образовательных учреждений. Принцип подразумевает, что деньги будут выделяться не школе вообще, как раньше, a из расчета на каждого ученика. То есть, больше детей - больше финансирование.
В 2001 году в эксперименте по введению подушевого финансирования участвовали три региона, в том числе и вышеуказанная Свердловская область. Результат такой, что впору плакать…
Школа – поле для эксперимента
Диалог между государством и педагогическим сообществом как-то не клеится в последние годы. Государство отстраняется от собственных обязательств перед бюджетными учреждениями и говорит: «Выкручивайтесь сами! Никто вас больше содержать не намерен». Все еще не готовые к такой позиции педагоги начинают возмущенно писать в газеты, в блог президенту, создавать взывающие к справедливости сайты в Интернете. «Помилуйте, - говорят они, - коммерция в образовании погубит само образование. Учителя бегут из школ, учреждения образования десятками закрываются во многих областях, зарплата педагога такая же, как у продавца мобильников!».
В ответ – только чиновничьи словеса о новом образовании, о потрясающих результатах эксперимента по введению современной системы оплаты труда, о воспитании человека будущего и так далее.
Рапортуя об успехах, достигнутых во внедрении новой системы оплаты труда, государственные чиновники приводят в пример Тюменскую область, которая перешла на подушевое финансирование еще в 2004 году и с тех пор слывет эталоном. Там средние зарплаты учителей выросли в два раза. Правда, достигнуто это за счет того, что «в регионе воцарилась потогонная система». Именно так называет ее председатель профсоюза работников народного образования и науки России Галина Меркулова. Директоров заинтересовали в предельном сокращении учительского корпуса: уровень директорских зарплат в Тюмени напрямую завязан на величину учительских, и теперь директорам выгодно, чтобы учителей было поменьше, а их зарплаты и соответственно нагрузка - повыше. Соответственно, учительский корпус области был сокращен на 2,5 тысячи человек. Всех «уцелевших» учителей разбили на несколько категорий оплаты - в зависимости от предмета. Самые большие оклады начисляют предметникам первой категории - учителям русского языка и математики. Ко второй категории отнесли физиков и химиков, а к третьей, низшей, историков и обществоведов.
Напрашивается вывод, что знать историю человеку будущего, в принципе, не так уж и важно.
В марте этого года учителя города Глазова, что в Удмуртии, вышли на улицу с пикетом. Поводом для возмущения стала все та же реформа системы образования. С 1 января здешние школы так же перешли на нормативно-подушевое финансирование. Уже не в порядке эксперимента, а вполне по-настоящему. В новых условиях две школы Глазова лишились почти 40% своих и без того не больших бюджетов. По этой причине с начала года из школ ушли 12 стажеров и 28 педагогов. Средняя зарплата учителей снизилась минимум на 1500 рублей. Теперь глазовский учитель высшей категории при полной загрузке получает всего 6359 рублей.
A что у нас?
Климовск в этом плане ни от кого не отстает. С начала года учителя «малогабаритных» школ ощутили удар по карману. Зарплата стала меньше на несколько тысяч рублей по сравнению с прошлым годом. Обошлось без истерик, но слезы горечи были точно. И были вопросы в адрес директоров школ и чиновников управления образования Администрации Климовска. Чтобы было сподручнее «отбиваться» от расстроенных педагогов, в кабинетах руководителей теперь на видном месте лежит брошюрка с законом – тем самым, где прописано нормативно-подушевое финансирование и то, что переходный период на него закончится в этом году.
Так что же предполагает эта система?
В зависимости от того, на какой ступени обучается ребенок – начальной, средней или старшей, в зависимости от того, в школе какого статуса он обучается – гимназии, лицее, общеобразовательной, с углубленным изучением предметов или коррекционной – на каждого ребенка регион законодательно устанавливает «цену». Эта «цена», помноженная на количество учеников каждого «типа», определяет сумму, выделяемую из бюджета Московской области для каждой школы Климовска. В этой сумме - и заработная плата для всех работников, и учебники, и хозяйственные товары. Разумеется – чем больше школа, тем солиднее ее финансирование. И наоборот.
Поскольку исторически так сложилось, что зарплаты у наших учителей не бог весть какие, в каждом образовательном учреждении прежде были предусмотрены компенсационные выплаты - в размере 15%, a также стимулирующие – от 1% до 10%. До сих пор эти выплаты начислялись, если хватало средств, выделенных из бюджета Московской области. И наше городское управление образования как главный распорядитель бюджетных средств имело право «перекидывать» часть денег с одного учреждения образования на другое - в размере не более 15% от фонда заработной платы нуждающегося. Была возможность выручить тех, у кого средств не хватает. Но в ближайшие месяцы закончится переход к нормативно-подушевому финансированию. Это смерть для маленьких школ: уже невозможно будет «перебросить» деньги с одного учреждения на другое, невозможно будет обратиться в Министерство с просьбой o дополнительном финансировании. В год утвержденного профицитного бюджета Московской области, о чем спето немало дифирамбов, школы будут выкарабкиваться: «сидеть» весь год на средствах, определенных в рамках нормативно-подушевого финансирования.
В самом трудном положении оказались две климовские школы – третья и лицей. Средств, отпущенных с нового года, не хватает даже на голые оклады учителям. Чтобы выжить, «оптимизируют» штатное расписание. Оптимистического в сокращении сотрудников-коллег, конечно, мало. Так же мало, как и в слиянии классов. Но невыгодно теперь, в новых экономических условиях, содержать классы с небольшой наполняемостью. И хотя еще несколько лет назад учителя просили руководство школ поделить «большие» классы, то теперь, похоже, будут действовать с точностью до наоборот. Чем больше уроков проведено в «большом» классе, тем выше будет зарплата.
Понятно, что климовские школы после оптимизации и внутренних встрясок ждет новый отток педагогических кадров. Так уже случилось в прошлом году, когда губернатор области одним из своих постановлений убрал учительские надбавки. Но теперь и в столице ожидается новаторство: после кадровых изменений в руководстве города, московские учителя потеряли все свои надбавки. И к ним тоже пришло нормативно-подушевое финансирование.
O чем забыл министр?
Профессия педагога когда-то была самой популярной в нашей стране. Сейчас учителями становятся лишь 5-7% выпускников ведущих педуниверситетов. Престиж профессии, кажется, сознательно уничтожается. Все программы поддержки педагогов на поверку оказываются издевательством.
Так, в начале прошлого года президент Дмитрий Медведев подписал программу поддержки молодых учителей. Согласно этой программе выпускники педагогических вузов, которые решатся (!) работать в сельской местности, смогут рассчитывать на грант в размере 500 000 рублей. Смельчаков уже ищут среди студентов-выпускников. Правда, вакансий не очень много. Видимо, министр образования и науки Фурсенко забыл предупредить президента, что маленькие сельские школы в условиях нормативно-подушевого финансирования выжить не смогут.
Екатерина ПОЗДНЯКОВА
Просмотров: 649
|