Главная
Главная тема
События и комментарии
Город
Общество
Образование
Лица
Свободная тема
Письма в редакцию
Дата
Культура
Здоровье
Отдых
Спорт
Невидимки №6-2011
 №6, НОЯБРЬ 2011г.
архив номеров


Яндекс.Погода


Яndex

www.yandex.ru



Как последние становятся первыми Печать
Общество
01.09.2010 г.
Image
Поднаторевший претендент на кусок местного бюджета своего не упустит


Этим летом климовская детская музыкальная школа так и не дождалась капитального ремонта. Самое главное, что деньги на ремонт музыкальной школы в бюджете предусмотрены, и город стремился провести все работы до 1 сентября. И даже аукцион на проведение ремонта состоялся, но результаты вскоре были отменены.

Сразу две жалобы поступили в Управление Федеральной антимонопольной службы. Одну накатала не допущенная к участию в конкурсной процедуре фирма. Располагается она аж в Хабаровске, знаменита тем, что занесена в список недобросовестных поставщиков и регулярно на этом основании отстраняется от участия в аукционах в разных муниципальных образованиях. Вторая жалоба поступила от участника аукциона, не согласного с результатами. А при поступлении двух жалоб на одну процедуру УФАС просто отменяет результаты аукциона, не разбираясь в сути жалоб.

И все: результат серьезной работы, начатой еще в мае, насмарку. Дальше – новый круг: повторный сбор документов, размещение заказа, проведение аукциона, и, может быть, даже долгожданный ремонт – но уже осенью. Летнее время, наиболее подходящее для его проведения, безвозвратно ушло.
И, что удивительно – все это безобразие абсолютно законно.

Нормы 94-го Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» многим специалистам из муниципальных образований больше напоминают тормоз, нежели пламенный мотор. Беспощадным нынешним летом в этом убедились на практике даже те, кто работал над законом и его подписывал. 27 июля премьер-министр РФ Владимир Путин искренне удивился тому, как в Пермском крае запустили проблему с лесными пожарами. Проводя видеоконференцию с главой МЧС Сергеем Шойгу, Владимир Владимирович был эмоционален: «Вот, получил справку об организациях – победителях аукционов на выполнение функций по тушению лесных пожаров. Пермский край: 69 человек и 2 самолета. Ясно, что это не Бе-200, это наверняка Ан-2. 69 человек, и всё! Что же это за такая организация победила на конкурсе по тушению пожаров? «База авиационной охраны лесов». Охраны лесов! Они способны такими силами и средствами тушить пожары?».

Как оказалось, неспособны вовсе. Но аукцион-то выиграли. А дальше – гори оно все синим пламенем. Путин продолжал эмоционально удивляться: «В республике Марий Эл - 56 человек всего-то, в Мордовии - 50 человек». Зато в рамках 94-ФЗ. И только после того, как «благодаря» нормам этого славного антикоррупционного закона страна понесла огромные убытки от лесных пожаров, с которыми не справились победители аукционов, когда пострадавшие отворачивались от высокого начальства, а погибших становилось все больше, премьер-министр сообщил: «Обращаю внимание руководителей регионов на тщательный отбор организаций, которым доверено решение таких сложных и подчас очень острых задач. Видимо, нужно совершенствовать систему отбора. Мы и в правительстве должны будем над этим подумать».

А подумать на самом деле есть над чем, причем уже давно. Основной критерий отбора победителя при проведении конкурса и аукциона – это цена. Кто за более низкую цену выполнит работы или поставит товар – тот и победитель. Понятие качества при этом отходит на последний план, а подчас и вовсе исчезает. За примерами далеко ходить не надо: с нашим родным Климовском 94-ФЗ сыграл злую шутку, когда потребовался ремонт стоматологического отделения КГБ № 2. Согласно сметной документации, сумма на проведение заявленных работ составила 11 миллионов рублей. Объявили аукцион. В результате победило ООО «СМУ-12». Победило благодаря тому, что предложило за выполнение работ самую низкую цену. Разница составила 40% от заявленной в смете суммы - цена заключенного контракта впечатлила: 5 миллионов 880 тысяч рублей! Срок выполнения работ был установлен не позднее 1 октября 2009 года. Специализированной стройорганизацией, которая по договору (к слову, возмездному - врачи все же не строители), с КГБ № 2 осуществляла технический надзор за ходом и качеством проведения капремонта, до сей поры работы так и не приняты. И не могут быть приняты, ведь ООО «СМУ-12» в нарушение всевозможных норм и правил не предъявила контролеру скрытые работы, не подтвердила правомочность использования строительных и отделочных материалов, изделий и оборудования при проведении ремонта в медучреждениях, не обработало огнезащитным составом фанеру, которая легла в основание для покрытия пола.

Одно обстоятельство в отношении 94-ФЗ радует: у бюджетников есть право в муниципальных контрактах предусматривать оплату по факту выполнения работ, без аванса. Но при всех возникающих сомнениях – а как сможет фирма выполнить за пять миллионов работы стоимостью в 11 миллионов – 94-ФЗ не позволяет выдвигать никаких дополнительных требований к участникам аукциона. Ну, например, чтобы организация подавала сведения о наличии сотрудников. Может, их там всего-то пять человек. И все не местные и неквалифицированные. Но нет: закон предписывает заказчику считать победившим того, кто предложил наиболее низкую цену. Даже вопреки здравому смыслу. В Климовске до сих пор вспоминают, как посчастливилось расторгнуть контракт с одной совершенно неадекватной фирмой. Она победила в аукционе на проведение ремонта в одном из городских детских садов. Муниципальный контракт был заключен 16 июля, а выполнен должен был быть к 25 июля. При этом объем работ подразумевался весьма серьезный. Чтобы все сделать за 10 дней, нужно было отправить на объект бригаду в 30 человек и трудиться круглосуточно. Но нет: по истечении 4-х дней на объекте появились два «специалиста» неславянской внешности. Стало понятно, что катастрофы детскому садику не избежать – работы выполнены не будут. Контракт расторгли. Последовала новая конкурсная процедура: заявки, участники, заключение контракта, упущенное время…

Сейчас руководители городских больниц настороженно наблюдают за работой подрядной компании ООО «Евроинженеринг», выигравшей конкурс на техническое обслуживание котельных сразу и КЦГБ, и КГБ № 2. МУП «Теплосеть» в аукционе не победило, и весь персонал этого предприятия, который до этого момента обслуживал котельные, оказался под угрозой увольнения. Это здорово потрепало многим нервы, пока компания не пошла навстречу и оставила сотрудников дальше обслуживать работу котельных. Вообще у 94-ФЗ уже есть своеобразный набор интересных историй, которые передаются из уст в уста по городам и весям. В контрольно-счетной палате Воронежа, например, до сих пор вспоминают проверку организации питания в школах и садах в 2009 году. Во время конкурса происходил сброс суммы контракта до 45 процентов (то есть детей будут кормить не на 30, а на 15 рублей). Так вот цены при этом урезались до смешного – в контрактах фигурировала цена за килограмм рыбы: всего рубль! Специалистам сразу становилось понятно, какую рыбу поставят.

В 2010 году бюджетников в нашем городе стало настораживать еще и то, что на участие в аукционе приходит слишком много заявок от самых разных фирм – и по девять, и по четырнадцать. География обширна - от Москвы до Хабаровска. Например, одна из хабаровским фирм подала заявку на конкурс по транспорту для скорой медицинской помощи – хотели предоставить три машины. Как перегонять их собирались – до сих пор загадка. Медики вздохнули с облегчением, когда выяснилось, что у фирмы нет полного комплекта документов, то есть появилось законное основание не допустить ее к участию в аукционе.

Конкурсные процедуры бюджетников, конечно, напрягают. И даже не необходимостью собирать кучу документов. А тем, насколько добросовестными окажутся участники аукциона и особенно компании – потенциальные подрядчики. Понимая, что крупная сумма контракта скорее привлечет мошенников, стали стараться объявлять конкурсные процедуры поквартально, а не сразу на весь год. Особую настороженность вызывают фирмы, зарегистрировавшиеся месяц назад и с крошечным уставным капиталом. Но только вот настораживаться можно сколько угодно. А права отказать компании в участии в аукционе на основании вчерашней регистрации или уставного капитала в 10 тысяч рублей 94-ФЗ не дает. Защититься сложно. Вот и надеются, что «столкновение» премьер-министра Путина с 94-ФЗ приведет к внесению важных поправок в закон «О размещении заказов…».

В качестве комментария, думаю, вполне подойдет недавнее выступление в «Российской газете» доктора экономических наук, профессора Никиты Кричевского:
- То, что федеральный закон № 94 недостаточно проработан и способствует не столько упорядочению практики государственных и муниципальных закупок, сколько разрастанию коррупции и многомиллиардным бюджетным потерям, нынче секрет Полишинеля. В то же время до сих пор законодатели предпочитали стыдливо обходить неурегулированные вопросы стороной. Что же требуется изменить в первую очередь? Статья 8 «Участники размещения заказов» не конкретизирует требования к участникам, ограничиваясь лишь общими формулировками типа «участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель».

Такая постановка вопроса - открытая дверь для фирм-однодневок, хозяева которых не скрывают своих намерений выиграть конкурс, получить предоплату и тут же смыться. Мошенников нисколько не пугает то, что их организацию внесут в реестр недобросовестных поставщиков, завтра они придут с документами другой конторы.

Решить эту проблему при помощи установления «возрастного ценза» участников нельзя: коррупционные отношения между некоторыми «предпринимателями» и потерявшими совесть налоговиками зашли столь далеко, что нынче «пластмассовые» фирмешки могут преспокойно сдавать балансы с минимальными показателями на протяжении года и более и только потом выйти на «серьезное дело». Бухгалтерская отчетность за четыре последних квартала - вот тот способ, при помощи которого можно избавиться от проходимцев. Еще один момент: члены комиссий должны отбраковывать заявки от структур с оборотами в несколько тысяч или десятков тысяч рублей, но претендующих на заключение многомиллионных контрактов.

В законе должно быть четко закреплено, что представители государственных и муниципальных организаций, объявляющих о предстоящем размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, при необходимости могут и должны выдвигать дополнительные требования к потенциальному контрагенту, связанные со спецификой контракта. И это не только и не столько квалификационные требования, сколько наличие финансово-хозяйственного опыта в данной сфере, обладание необходимой материальной базой, предоставление отзывов по предыдущему взаимодействию с государственными или муниципальными структурами.

Татьяна ЛЕОНОВА

Добавить коментарий
Имя:
Коментарий:



Код:* Code


Просмотров: 883

Комментарии
 
« Пред.   След. »