Главная
Главная тема
События и комментарии
Город
Общество
Образование
Лица
Свободная тема
Письма в редакцию
Дата
Культура
Здоровье
Отдых
Спорт
Невидимки №6-2011
 №6, НОЯБРЬ 2011г.
архив номеров


Яндекс.Погода


Яndex

www.yandex.ru



Операция «сливки общества» Печать
Образование
22.06.2010 г.
Image

В 2005-м в стране разыгрался первый акт драмы под названием «строительство социального государства». Тогда нас постигла монетизация льгот. На улицы страны вышли тысячи пенсионеров, шокированных нововведением. В 2006 году Россия вновь возмущенно забурлила, – на этот раз горячий протест обывателей вызвали реформа ЖКХ и рост тарифов.

Весной 2010 года желание государства повернуться лицом к населению привело это население в истерику. Под шумок майских торжеств был принят один из самых скандальных в истории новой России законов, предполагающий коммерциализацию бюджетной сферы и затрагивающий интересы подавляющего большинства. Жителей страны лишают разом и бесплатной медицины, и бесплатного образования. Ожидается, что к началу нового учебного года страну захлестнут массовые акции протеста, результат которых будет непредсказуем…

Долой «социальный балласт»!

Громкие и спорные законы у нас принимают тихо, торопливо и, как правило, в преддверие праздников. Вот и нынче 23 апреля Госдума, не привлекая лишнего внимания, приняла в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». А 8 мая сие законодательное творение было подписано президентом.

Суть реформы - в усовершенствовании сети государственных и муниципальных учреждений. Сейчас они, как и в советское время, финансируются по смете, что, на взгляд чиновников, не способствует заинтересованности организаций в повышении качества услуг и эффективности расходов. Чтобы стимулировать бюджетную сферу, наука, образование, здравоохранение и культура будут переведены со сметной системы на самоокупаемость, получив при этом право по своему усмотрению распоряжаться имуществом и деньгами, полученными за оказание платных услуг. Причем учреждение не станет больше отчитываться перед государством, на что именно тратит свои деньги. Бюджетные субсидии будут даваться только под выполнение конкретных госзаданий.

Несмотря на официально заявленную человеколюбивую риторику, на деле получается, что государство, ставя бюджетников на рыночные рельсы, попросту сбрасывает со своих плеч балласт в виде социальной сферы. Особые опасения в свете вышесказанного вызывает судьба бесплатного среднего образования. В СМИ реформу уже окрестили «школьной монетизацией».

Все слова, слова, слова

В провластных средствах массовой информации в последнее время активно проводится «культпросвет» населения. «Государство гарантирует, что базовое образование будет существовать на бесплатной основе в полном объеме», - вещают чиновники от Минобрнауки. Сам господин Фурсенко призывает не путать бюджетную самостоятельность с платным образованием: говорит, что реформа станет барьером на пути школьных поборов и даже позволит родителям сэкономить.

Нас уверяют в том, что большинство общеобразовательных предметов так и останутся бесплатными. Но проблема в том, что подзаконные акты, гарантирующие это благо, на данный момент еще весьма сырые. Стандарты образования по-фурсенковски толком не выработаны. Складывается впечатление, что список предметов, которые попадут в разряд платных факультативов, также окончательно еще не определен. Закон получился столь невнятным, что вступление его в силу решили растянуть на полтора года – переходный период будет длиться с 1 января 2011 года до 1 июля 1012 года.

Вообще чиновники не спешат разгонять туман, окутавший реформу образования, что только нагнетает страхи среди населения. В среде родителей и педагогов упорно циркулируют слухи, согласно которым после реформы в день будет проводиться лишь 2-3 урока в рамках образовательного минимума, а остальные знания придется покупать, как фрукты на базаре. Фурсенко называет эти слухи спекуляциями, однако официально список бесплатных предметов до сих пор не опубликован.

ООО «Школа»

Обычно в нашей стране то, что поначалу существует в виде слухов, вскоре находит свое подтверждение и в реальности. На Интернет-форумах, посвященных школьному образованию, сотни недоуменных сообщений со всей страны.
Кого-то учителя уже предупредили, что со следующего учебного года в категории бесплатных будет только три дисциплины. Это русский (чтобы юный гражданин мог читать бравурные отчеты власти о том, как хорошо живется нам в нашей стране), математика (чтобы школьник, став взрослым, умел отсчитать сумму взятки чиновнику), и, до кучи, литература. Остальные - на выбор, за деньги. Кому-то объяснили, что в рамках реформы будет значительно сокращено количество учебных часов по предметам, входящим в бесплатный образовательный минимум. А если хочешь добрать знаний, плати педагогу за дополнительные уроки.

Наконец, кое в каких учебных заведениях директора даже озвучили примерные расценки: по 500 рублей за каждый факультатив. Родители уже подсчитали, что в среднем в месяц придется платить 5-6 тысяч рублей. Многие семьи, имеющие маленького ребенка, говорят о том, что после введения закона отказались от идеи рожать второго. Дескать, нам бы теперь хоть одного выучить и на ноги поставить. А многодетные родители горько замечают: «Зато теперь не надо ломать голову, на что потратить материнский капитал».

«Бюджетная самостоятельность школы возможна только за наш счет, - пишет молодая мама на одном из форумов. – Мы по-прежнему будем платить за учебники, за ремонт классов, собирать деньги на покупку мебели, на охрану, делать взносы на развитие школы. Только теперь еще нам придется покупать и уроки…»

Вперед, к каменному веку!

Критики и независимые наблюдатели полагают, что коммерциализация бюджетных учреждений грозит их последующей приватизацией и практически полным исчезновением бесплатного образования или снижением его качества до катастрофически низкого уровня. Мы рискуем получить уже в ближайшем будущем не среднюю школу в привычном понимании, а платные колледжи и бесплатные «образовательные гетто» для малоимущих.

Очевидно также, что продолжится дальнейшее расслоение общества, которое теперь будет не только материальным, но и интеллектуальным, поскольку в результате реформы полноценное образование смогут получать лишь дети из обеспеченных семей. Кроме того, теперь во главе школы должен будет стоять не человек науки, а ловкий менеджер и делец. В противном случае, организация может разориться.

Нетрудно догадаться, что все механизмы шкатулки знаний под названием «школа» отныне будут подчинены бизнес-плану. Профсоюз работников РАН, встревоженный тяжелой реформационной поступью министра образования и науки Андрея Фурсенко, уничтожающей российскую образовательную систему, потребовал у президента его отставки. Но Фурсенко ведет себя так, словно он непотопляем в принципе или заранее облачился в спасательный жилет.

Тем временем эксперты единодушны в оценках закона: он не только противоречит Конституции РФ, декларирующей бесплатное среднее образование, но и грозит катастрофой. Реформа повлечет за собой резкое увеличение безграмотности населения. А безграмотность – это мина, на которой подорвутся и «модернизация», и «инновационная экономика», и множество других грандиозных проектов, которые так любят живописать в своих выступлениях Владимир Путин и Дмитрий Медведев.
Все страны мира движутся по направлению к бесплатному образованию - не только среднему, но и высшему, а мы в очередной раз доказываем, что с цивилизованным миром нам не по пути.

Ирина ШАЛЕВИЧ



Как это будет выглядеть на практике. Воображаемый эксперимент

Вот пришли дети в седьмой класс в понедельник. Прошли обязательные уроки, скажем: математика, затем русский, затем история. Бесплатный лимит исчерпан. В школе остаются те, чьи родители оплатили дополнительное образование. Остальные свободны и могут отправляться на все четыре стороны. Может, пива попьют, может, просто на чердаке посидят. Сколько же платят те, оставшиеся? Не будем гадать - возьмем прейскурант стоимости платных дополнительных образовательных услуг, оказывавшихся муниципальными образовательными учреждениями Климовска в 2009-2010 учебном году.

Допустим, чьи-то родители решили, что помимо бесплатного государственного лимита их ребенку, получающему среднее общее образование, необходимы в месяц:
- восемь занятий по основам русской словесности (480 рублей),
- четыре занятия по культуре речи (240 рублей),
- восемь занятий по решению разноуровневых математических задач (480 рублей),
- четыре занятия по английскому языку (240 рублей),
- четыре занятия по 30 минут по информатике (300 рублей);
- четыре занятия в месяц на тему «Загадки истории» (320 рублей).
Итого 2060 рублей в месяц.

И это самая скромная калькуляция — без дополнительной химии, физики, литературы, биологии, обществознания и так далее. Кроме того, нужно понимать, что в этих наших расчетах мы опираемся на прейскурант, составленный в условиях, когда школа еще не думала о том, как прокормить себя. Когда она превратится в коммерческое предприятие, вероятно, это скажется и на ценах за уроки. И можно ли назвать такое образование бесплатным?

Советская Россия уже имела опыт введения платного образования. В 1940 году Совнарком ввел его, указав следующую причину: «Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:

1.Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.
2.Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:
а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик – 200 рублей в год;
б) во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год».
Историки открыто говорят о скрытых причинах и открытых следствиях такого несвойственного для коммунистического общества решения о введении платного образования. Во-первых, стране в те годы были очень нужны рабочие руки, а не специалисты с высшим образованием. Во-вторых, плату за обучение могли позволить себе люди с хорошим достатком или чиновники, но не низы советского общества. И это был шаг к формированию новой сословности. А сейчас что?

Екатерина БУШИНА

Добавить коментарий
Имя:
Коментарий:



Код:* Code


Просмотров: 773

Комментарии
 
« Пред.   След. »