Как стало известно редакции «Октябрь-ской площади», высокопоставленные чиновники Администрации Климовска думают над сокращением расходов, в здравоохранении в том числе. Но так как сфера эта, как любят говорить, социально значимая, сокращать необходимо таким образом, чтобы реформа не затронула интересов жителей города, в связи с чем подробно изучается опыт других муниципальных образований, города Химки Московской области, например. Итак!
В условиях кризиса в Химках принято решение о реорганизации муниципальных лечебно-профилактических учреждений. Вместо нынешних четырех: Химкинской центральной городской больницы, горбольницы № 1, участковой больницы, Сходненской городской больницы - будет две.
Речь не идет о том, чтобы «до основания, а затем…». Планируется пойти по пути укрупнения ныне существующих лечебниц. На имущественный комплекс посягать местные власти не собираются: число зданий, сооружений останется прежним. Не скажется реформа и на численности медперсонала. А вот ряды администраций учреждений здравоохранения, по всей видимости, поредеют. Центр управления будет один на две пока еще функционирующие больницы.
Иначе, считают в мэрии Химок, привести в соответствие с нормативами количество коек в стационарах не удастся. Финансирование же сверху отпускается, как известно, согласно лимитам: положено – получи, а все, что сверх того, - содержи за свой счет.
Химки хоть и город-донор (то есть не Московская область ему помогает, а он – Московской области, чтобы та в свою очередь могла «поддерживать штаны» таким, как Климовск, расходы которого превышают доходную базу городского бюджета), но подвязываться на финансирование стационарной помощи не готов. Деньги-то немаленькие: согласно первоначальной редакции химкинского бюджета – более полумиллиарда рублей в год. Только 308 млн рублей из этой суммы берется финансировать Фонд обязательного медстрахования. Остальное – средства местной казны.
Ознакомившись с концепцией коллег, о реализации аналогичного сценария задумались и в Климовске. Ведь эта идея куда лучше той, что пропагандировалась в начале 2009 года и сводилась к закрытию Климовской центральной городской больницы (той, что на Гривно). Зимой инициатива вызвала бурю возмущения депутатов горсовета и общественности. И разработанную уже программу ликвидации пришлось положить под сукно.
Но невыполнение плана по доходам местного бюджета и, как следствие, банальный вопрос: «Чем платить зарплату медикам?», а самое главное - низкая эффективность управления двумя больницами, заставили Администрацию муниципалитета реанимировать вопрос реформирования сферы здравоохранения. И тут как нельзя кстати пришлась инициатива соседей.
Основная теза реформы в черте нашего города, как можно заключить из попавшего в руки корреспондента «ОП» инсайдерского документа, сводится к следующему.
Закрывать лечебно-профи-лактические учреждения в Климовске не будут. Но их переведут под единоначалие: один главврач, один зам на лечебной работе, один зам по безопасности и т.д. Таким образом, сократится административный аппарат, «съедающий» значительные средства налогоплательщиков и заставляющий ежемесячно раскошеливаться городской бюджет.
Судите сами, только средняя заработная плата работников системы здравоохранения нашего города превышает 13 тысяч рублей. Но ведь в этот расчет входит и копеечная оплата нелегкого труда санитарок, нянечек, уборщиц, лифтеров и прочего неквалифицированного, но немалочисленного персонала, и главврачей. А у последних с учетом всевозможных надбавок, премиальных в месяц «набегает» в среднем от 60 тысяч до 80 тысяч рублей. Представляете, насколько «полегчает» фонд оплаты труда, а вместе с ним и бюджетные затраты в лечебно-профилактических учреждениях, если половина таких «тяжеловесов» выйдет из игры?
Кроме того, удастся малой кровью решить вопрос оптимизации койко-мест. Уже сегодня ясно, что с 1 января 2010 года должны быть секвестированы койки по профилю «Неврология». Причем чуть ли не в три раза. Потому как сейчас при 63 койках в неврологических отделениях обеих больниц расчетный показатель на 10 тысяч населения равен 13,1, а должен быть 4,36.
Потесниться придется и больным в терапевтических отделениях. Число коек в будущем году подлежит сокращению на 4 (до 89). Ну, а в детской педиатрии вместо нынешней дюжины требуется оставить только 7 мест.
Это не асоциальные фантазии горздравотдела. Это выжимка из приказа Министерства здравоохранения Московской области «О расчетных нормативах потребности муниципальных районов и городских округов в койках круглосуточного пребывания», датированного сентябрем еще прошлого года.
Почему руководство Больницы на Гривно так и не может навести порядок в своем хозяйстве?
Никто не станет отрицать, что лечение в неврологии, к примеру, востребовано. Конечно, палаты не пустуют. Только всё, что выше норматива, оплачивать должна местная казна. Но при наблюдаемом дефиците средств и малой вероятности получения финансовой помощи со стороны регионального бюджета, решится ли Администрация повесить на себя содержание лишних коек в 2010-м?
Если верить показателям бюджета Климовска текущего года, оказание стационарной помощи оценивается в сумму около 174 млн рублей, только 8,8 млн рублей из них - субвенция из бюджета области. В общем объеме трат указанная сумма – почти восьмая часть всех расходов муниципальной казны. Весомо, правда?
Но если затевать реформу, встает вопрос, как же быть с бухгалтерией? И здесь сталкиваемся с правовой коллизией.
Бюджетное законодательство диктует концепцию определения так называемого главного распорядителя бюджетных средств – единственного получателя ассигнований по разделу «Здравоохранение». И таковым (по аналогии с муниципальными системами образования, культуры и спорта) должен являться отдел здравоохранения. Именно при нем по логике вещей должна существовать централизованная бухгалтерия. Она может обслуживать как сам отдел, в котором сейчас числится собственный бухгалтер, так и больничные учреждения, в каждом из которых собственные немалочисленные бухгалтерии. Она же будет отвечать за размещение муниципального заказа. Это позволит уйти от разрозненности, сосредоточить финансовые потоки в одних, так сказать, руках, сделать более прозрачным бюджетный процесс.
В общем, идея не нова. И интересам города отвечает, и позволит оптимизировать штатную численность персонала больниц и поликлиник, о которой не первый месяц говорят с высоких трибун чиновники из областного Правительства.
Но тут встает главный вопрос революции: кто же возглавит это движение? И как будут делить кресла в новой управленческой структуре нынешние главврачи, их заместители, главбухи? И отважится ли на столь смелый шаг главный менеджер здравоохранения – начальник здравотдела Анастасия Савина?
Или, как и прежде, все предпочтут находящийся в стадии зарождения вопрос с частично высчитанными материальными выгодами спустить на тормозах?
Пока ответа нет. Но очевидно, что катализатором процесса может стать очередное грозное указание Губернатора. Подождем?
«ОП» будет следить за происходящим.
Лора ТЕБЛОЕВА Просмотров: 1191
|