Дорога к Храму у каждого будет своя. И пути будут неисповедимы - кому-то суждено войти туда со спокойным сердцем, кому-то в отчаянии. Кто-то поймет всю простоту веры сразу, а кому-то уготованы долгие метания. Но со временем Храм Божий - где передумано и понято немало, где пролиты слезы - горькие или благодатные, где душа училась общаться с Ним - Храм становится неотъемлемой частью существования, главным и дорогим домом для души.
В этом году отмечает 150-летие Храм Воскресения Словущего в селе Сертякине. Нынешнее здание было восстановлено заново 20 лет назад. Но история этой церкви удивительна. Храмы Воскресения Словущего строились на Руси в память Обновления Храма Воскресения Господня в Иерусалиме. Поскольку он был воздвигнут на месте реальных исторических событий распятия, погребения и воскресения Христа, то, по воззрению христиан, не мог быть повторен в других местах. Храмы Воскресения за пределами Иерусалима строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления, совершенного в иерусалимском храме в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.
Первые сведения о храме Воскресения Словущего, «что в селе Сертякино Подольского уезда», относятся к 1694 году. Первым священнослужителем упоминается диакон Иоанн, «благословленный в попы». В феврале 1735 году Александр Степанович Минин, местный вотчинник, обращается в Синодальный казенный приказ с просьбой построить новую церковь вместо прежней, в селе Воскресенском, Сертякино тож, «которая весьма обветшала и Божественной службы за ветхостью отправлять невозможно».
Из справки за 1703 года мы узнаем, что в переписной книге Воскресенской церкви в селе Сертякине «показаны поп Иван Тимофеев, дьячок Стефан Михайлов, приход девять дворов, церковной земли 10 четвертей». По благословению епископа Коломенского Вениамина, новая Воскресенская церковь в Сертякине была освящена протопопом Большого Успенского Собора в Москве Никифором Ивановым с братией.
Село Сертякино сменило много владельцев. В разные времена оно принадлежало Алексею и Николаю Ивановичам Нагаевым, В.П.Голенищеву-Кутузову, Г.И.Козлову, Е.А.Минину, Л.В.Собакину, Н.И.Татищевой. В 1792 году на средства племянника А.И.Нагаева капитана Ивана Николаевича Нагаева была сооружена новая деревянная церковь на каменном фундаменте с приделом во имя Николая Чудотворца в трапезной и с колокольней. Отечественная война 1812 года не обошла и Воскресенскую церковь, пострадавшую, однако, меньше других окрестных храмов. После неприятельского нашествия она одной из первых была вновь освящена. Священник Феодор Яковлев, которому было 73 года, сумел сохранить большую часть ценностей ризницы храма: два Евангелия в серебряных окладах, серебряный напрестольный крест, одежды и антиминсы на престолах, богатые священнические и диаконские облачения, оклады и иконы иконостасов, церковную библиотеку. За эти заслуги он был награжден крестом на Владимирской ленте.
В декабре 1847 года помещица села Сертякина, прапорщица, вдова Екатерина Ивановна Безобразова обращается к святителю Филарету за дозволением приступить к сбору средств на возведение каменной церкви. Во второй половине 1850 годов средства для постройки были собраны. И вот в 1859 году новый трехпрестольный храм Воскресения Словущего с приделами в честь Рождества Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца был освящен.
Служение в храме Воскресения Словущего беспрерывно продолжалось до 1937 года, когда был репрессирован священник Сергий Фелицин. Его арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности. На допросе он не признал себя виновным, твердо стоял на своем и никого не оговорил. 1 декабря 1937 года на заседании тройки НКВД по Московской области было принято постановление: «Фелицина Сергея Васильевича расстрелять». 15 декабря 1937 года приговор был приведен в исполнение. Реабилитировали Фелицина только в 1959 году.
Храм за эти годы стал складским помещением. Здание ветшало, местные жители стали разбирать его на кирпичи. В селе рассказывают, как жительница Сертякина - одна из активных разрушителей церкви - однажды сорвалась с лестницы в своем доме, да так и осталась инвалидом на всю жизнь... Люди говорили: «Бог наказал».
К восьмидесятым годам прошлого века здание церкви было разрушено почти до основания, превратилось в кучу пыли и строительного мусора.
В 1989 году, когда вера стала возвращаться в Россию, началось восстановление храма Воскресения Словущего. Служить сюда назначили протоиерея Бориса Трещанского, который остается при храме и по сей день. 2 июля 1989 года церковь Воскресения Словущего была вновь освящена епископом Можайским Григорием.
Сейчас напротив алтаря поставлен деревянный крест в память о священномученике Сергии Фелицине, который отдал храму тридцать лет – и всю жизнь. В 2000 году в числе новомучеников Подольских, причислен к лику святых. А в Климовске появился городской Храм Священномученника Сергия. Не у многих городов есть заступник и покровитель перед Господом.
Храм Воскресения Словущего в Сертякине за эти двадцать лет стал «своим» не только для климовчан, жителей окрестных сел и деревень. Едут сюда помолиться и подольчане, и москвичи. Многие здесь приняли святое крещение, венчались, учились молиться за близких, за крепость своей семьи.
Роспись храма отмечена многими специалистами. Например, искусствовед, специалист по византийскому и древнерусскому искусству Нина Валерьевна Квиливидзе отметила однажды: «Трудно назвать храмы, роспись которых была бы радующим примером, но есть и такие, например – церковь Воскресения Словущего в деревне Сертякино в Подмосковье, где в притворе выполнена изумительная роспись на тему жития святого Николая! С точки зрения композиции, цельности росписи – это лучшее, что я видела из современной живописи на сегодняшний день».
…Вновь и вновь звучит Евангелие в Храме Воскресения Словущего. Возжигаются свечи, дается благословение, в волнении проходит исповедь и с невероятным благоговением - причастие. И внутреннее смятение, душевная тяжесть сменяются успокоением, примирением, утешением. Почему так? Потому что в православном храме Сам Бог невидимо присутствует.
Татьяна ЛЕОНОВА
Просмотров: 1511
|