Главная
Главная тема
События и комментарии
Город
Общество
Образование
Лица
Свободная тема
Письма в редакцию
Дата
Культура
Здоровье
Отдых
Спорт
Невидимки №6-2011
 №6, НОЯБРЬ 2011г.
архив номеров


Яндекс.Погода


Яndex

www.yandex.ru



Светлое воскресение Печать
Общество
27.04.2009 г.
Image

Даже старожилы не припомнят такой погодной фантасмагории в страстную субботу: проливной дождь сменяли порывы налетающих хлопьев снега, а потом в один миг небо становилось потрясающе чисто-голубым и озарялось ярким весенним теплым солнцем.

Эти катаклизмы не помешали климовчанам направиться в городской и близрасположенные православные церкви: священномученика Сергия, Воскресения Словущего, Святой Троицы, Всех святых, - чтобы освятить пасхальные яства. Страждущих, как обычно, было предостаточно, места за специально установленными столами и лавками хватало не всем, люди покорно держали свои красиво украшенные блюда, подносы, корзины в руках, ожидая выхода настоятеля. Правда, непредсказуемость погоды на этот раз не дала возможности выставить пришедшим плоды своих приготовлений на всеобщее обозрение. Опасаясь осадков, люди предпочитали прятать куличи, яйца, пасхи в полиэтиленовых пакетах. Хотя один мужчина привлек к себе повышенное внимание: к храму Воскресения Словущего в деревне Сертякино он прибыл с двумя глубокими корзинами, из которых аппетитно выглядывали разноцветные крашеные яички, кулич, чьей-то заботливой рукой сооруженная пасха с заветными буквами «Х» и «В». Помимо этого традиционного продуктового набора из корзинки выглядывало горлышко стеклянной бутылки с кагором.

Image

Видимо, человек дословно понял изреченное: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие». Вечером предпасхальной субботы погода стала еще хуже. К началу всенощной на улице вовсю мело. И заходившие в храмы усердно стряхивали с верхней одежды хлопья не на шутку разыгравшейся апрельской зимы. Если верить отчету МВД (а сотрудники правоохранительных органов дежурили около всех храмов), в Московской области в церкви в пасхальную ночь пришли 152 тыс. человек. Это почти в полтора раза меньше, чем в 2008 году. Оно и понятно: внезапно обрушившийся на подмосковный регион снегопад отсек зевак, в основном из числа молодежи, которые традиционно встречают Пасху, сидя на лавочках возле храмов, делая таким образом себя сопричастными с происходящим. В эту ночь у входа в церкви не было никого.

Но для верующих природная аномалия не стала поводом не прийти в храм. На службе было многолюдно. Ожидая начала богослужения, костяк паствы обменивался подарками, которые воспитанники воскресной школы тут же нетерпеливо разворачивали и рассматривали, а люди постарше убирали в укромный уголок, не желая отвлекаться на суету в преддверии прихода Светлого Христова Воскресения.
И вот настал самый торжественный и радостный момент: присутствовавшие вслед за батюшкой совершили торжественное церковное шествие с большим крестом, иконами и хоругвями вокруг храма Божьего, поднявшись на ступени которого священник произнес долгожданное и священное:
- Иисус Воскресе, смертию смерть поправ, и сущим во гробе живот даровав!
- Воистину Воскресе, - вторили ему прихожане, державшие в руках зажженные свечи.
Среди этих сосредоточенных лиц кто-то разглядел и Главу Климовска Евгения Патрушева, который также прибыл на всенощную пасхальную службу в храм Священномученика Сергия на Симферопольской. Он и в прошлом году приезжал, но многих, кажется, до сих пор это удивляет: Глава стоит всенощную.

Image

Меж тем возрождение интереса к Пасхе – и прежде всего со стороны первых лиц (государства, региона, города) – в последнее десятилетие привело к тому, что этот христианский праздник уверенно вошел в тройку «больших всенародных праздников» наряду с Новым годом и Восьмым марта. В ходе опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение» накануне праздника, около 80% россиян собирались отмечать Пасху. Половина (48%) россиян собирались устроить по этому поводу застолье в кругу семьи; 27% – освятить куличи и яйца; пятая часть (21%) – пригласить гостей или отправиться в гости, столько же – посетить кладбище. Встретить Пасху в церкви, участвуя в пасхальном богослужении, собирались 12% опрошенных. И лишь 16% респондентов сказали, что не собираются праздновать Пасху – по разным причинам: кто-то исповедует другую религию. А кто-то просто воспитан иначе.

К слову об «ином воспитании»: согласно другому опросу, проведенному Всероссийским центром исследования общественного мнения, тем или иным образом отмечать Пасху собирались около половины респондентов, относящих себя к числу неверующих. 36% из них собирались готовить куличи и красить яйца, 26% собрались в гости, 13% - на кладбище. Да-да, даже жесткая советская религиозная контрпропаганда не истребила в нас тягу к тем традиционным пасхальным действиям, которые из года в год совершали наши предки.

Согласно бытующему суеверию, непосредственно в Пасху посещать кладбище не рекомендуется – говорят, незачем мертвых тревожить. Однако (то ли мы не суеверны, то ли советское воспитание сказывается) в минувшее воскресенье на нашем Сергеевском кладбище было довольно много народу. Людей не напугал ни зарядивший с утра дождь, ни кладбищенская дорога, превратившаяся по весне в болото. В этот день на кладбище можно было наблюдать традиционные пасхальные сцены: кто-то красил оградку серебряной краской, кто-то в заштопанных тренировочных штанах пропалывал могилку, кто-то в пластиковых ведрах тащил песок к отеческим гробам. Анна Перескина, сидя на обветшалой лавочке у могилы своего отца, рассказывала корреспонденту «ОП» о великом значении Пасхи для русской культуры – и лично для нее.

Image

- Конечно, возрождение Пасхи многое дало русской культуре. Здесь и фестиваль Гергиева, и неделя колокольного звона, и концерты духовной музыки. Про храмовую архитектуру потихоньку вспоминают – реставрируют церкви, строят новые. Хотя, я думаю, дело здесь не в усиление религиозности, а в становлении духовности. Вот мой отец был полукрещенный человек. Как получилось? А у него родители – мои дед с бабкой – были партийные, идейные. Крестить сына не хотели ни в какую. Нянька Анна, деревенская, все грозилась мальчика покрестить, и как-то даже, может, улучила момент. В старости, по крайней мере, говорила, что крестила. А кто проверит? Нимба-то над головой не появилось. Отец мой, не в пример бабке с дедом, был человеком высокодуховным, воцерковленным. Всю жизнь он думал про свое полукрещение. А к старости махнул рукой: Бог, мол, не формалист. Вот и я думаю: не в куличах и не в крестном ходе вся пасхальная суть. Не это Богу нужно. А нужно, чтобы мы жили по совести.

После обеда, как всегда бывает на Пасху, над Климовском проглянуло солнышко. Анна Перескина засобиралась домой, а старый веник отдала посетителю соседнего захоронения – пусть и он у своих стариков приберется. Посетитель соседних могилок – здоровенный, веселый рыжий мужик – засмеялся в телефонную трубку, когда ему позвонили: - Я вот хоть и еврей, но тут все говорят, Христос Воскрес!

Анна ВЛАДИМИРОВА

Добавить коментарий
Имя:
Коментарий:



Код:* Code


Просмотров: 1442

Комментарии
 
« Пред.   След. »