Главная
Главная тема
События и комментарии
Город
Общество
Образование
Лица
Свободная тема
Письма в редакцию
Дата
Культура
Здоровье
Отдых
Спорт
Невидимки №6-2011
 №6, НОЯБРЬ 2011г.
архив номеров


Яндекс.Погода


Яndex

www.yandex.ru



Государство потакает спекулянтам? Печать
События и комментарии
28.02.2009 г.
Image

Таможенные пошлины на иномарки, существенно повышенные с 1 января, заставили понервничать всех. У жителей Калининграда и Дальнего Востока нервы не выдержали вообще. Что, в общем, понятно: население этих регионов зарабатывало именно на перепродаже иностранных автомобилей. Но паника перекинулась на автолюбителей всей страны.

Перед Новым годом в автосалонах Москвы и Подмосковья опять появились очереди (только-только исчезнувшие из-за кризиса). Скопление народа можно было видеть и в нашем Подольском отделе ГИБДД, где жители всего района ставят на учет свежекупленные автомобили. Узнав о скором увеличении пошлин, люди решили не откладывать с покупкой машин. Зато в январе и первой декаде февраля в ГИБДД отметили 20-процентное падение количества регистрируемых иномарок в сравнении с тем же периодом 2008 года. Вместе с тем, владельцев «волг» и «жигулей» в очередях на регистрацию тоже не прибавилось.

Повышение таможенных пошлин ударило по самой чувствительной прослойке автолюбителей: по тем, кто мог позволить себе только поддержанный автомобиль. Этот рынок – не без усилий со стороны государства – и так в последние годы переживает упадок. Но, как выяснилось, даже он представляет огромнейший интерес. И есть силы, желающие подмять его под себя, оставив за бортом мелких дальневосточных и калининградских челноков. Но - обо всем по порядку.

Итак, 1 января правительство повысило таможенные ставки на импортные авто, чтобы, как было декларировано, тем самым поддержать отечественный автопром. Оставим в стороне морально-этический аспект этой операции: а надо ли вообще поддерживать то, что уже давно по всем законам рынка должно было умереть? Интересно другое: от кого, собственно, собрались наши законодатели защищать этот отечественный автопром. Согласитесь, логично было бы, если новые пошлины оказались нацелены на импорт НОВЫХ иномарок. Новые иномарки составляют львиную долю автомобильного рынка России (более 50%). Ввоз новых иномарок за последние пять лет ежегодно удваивался в объемах. Что, по логике, сильно затруднило жизнь «АвтоВАЗу», «ГАЗу» и прочим производителям убогого (прости, дорогой читатель, но журналист должен писать правду) российского автомобиля, занимающего сегодня 20% рынка.

Именно этой «ущемленностью» позиций на рынке и оправдывались драконовские (чтобы не сказать - паразитские) поправки. Но сейчас можно говорить уверенно: это была маскировка.

Принятый правительством документ о повышении пошлин обошел стороной иномарки, только спущенные с конвейера. Пошлинная ставка на них осталась неизменна. А главный удар новые правила импорта нанесли по рынку поддержанных автомобилей. На машины возрастом от трех до пяти лет пошлины подпрыгнули в среднем с 25 до 35%. Еще выше – на авто пяти лет и старше. Пошлину на них увеличили почти вдвое – в зависимости от объема двигателя она составит от 2,5 до 5,8 евро за кубический сантиметр (до того ставка была от 1,4 до 3,8).

Начиная с 2002 года, правительство систематично вытесняло с рынка европейский и японский секонд-хэнд, год от года увеличивая таможенные ставки. Как результат: к началу 2009 года доля поддержанных иномарок на автомобильном рынке страны упала до мизерных 7%. В 2008 году в Россию было ввезено чуть менее 400 тысяч поддержанных машин, а новых автомобилей - около 2 млн. Большая часть ввозимого «железа» оседала в Калининграде и на Дальнем Востоке. Для многих местных жителей перепродажа поддержанных машин была единственным источником заработка.

Меру, принятую против ввоза «пенсионеров» старше пяти лет, вообще можно было бы назвать непропорциональной той угрозе, которую они составляют нашему автопрому - со смехотворной долей на рынке в 4,7%. Теперь, с учетом новых пошлин, возиться с этим железом никто не будет. Интересный вопрос: а кому, собственно, эти машины мешали? Российскому автопрому? Ну, вряд ли этот наш автопром будет удовлетворен освободившимися 4,7% рынка (и даже семью процентами). К тому же люди, поездившие хоть на старых, но иномарках уже вряд ли пересядут на отечественные «Жигули».

Может быть, повышение пошлин выгодно иностранному производителю? Но ему-то тоже не большой прок от российских 7% авторынка. Уж больно много возни для машиностроительных гигантов. Ничто не указывает и на заинтересованность зарубежных производителей, имеющих заводы в России. Кто плавал – тот знает: купить «Форд» в России выйдет даже дороже, чем перегнать его из Европы. Меж тем отечественный «Форд» собирали отечественные же руки, что многих покупателей настораживает. Но тогда в чьих же интересах правительство повышало пошлины? Единственный ответ: в интересах дилеров - тех, кто ввозит и продает у нас НОВЫЕ иномарки. В интересах спекулянтов, если называть вещи своими именами. По некоторым свидетельствам, именно они, желая подмять под себя рынок поддержанных автомобилей, пролоббировали введение новых пошлин.

Но зачем им это понадобилась?
В конце ноября 2008 года Госдума приняла поправки в закон об отмене НДС при продаже подержанных машин по схеме «трейд-ин». Согласно этой схеме, при покупке новой иномарки в салоне часть его стоимости вы погашаете своей старой машиной, то есть как бы меняете ваше старое авто на новое с доплатой. На «трейд-ин» в России сразу же возник гигантский спрос. Отмена НДС дала толчок к увеличению объемов продаж новых импортных автомобилей, несмотря на кризис.

Сильнейшим образом «трейд-ин» будет стимулировать ввоз новых иномарок в Россию. Однако у дилеров скопится огромное количество поддержанных машин. И их тоже надо как-то реализовывать – пусть и менее состоятельным клиентам. И вот тут-то дешевый японо-европейский секонд-хэнд воротилам автомобильного рынка - совсем не нужный конкурент.

Казалось бы, ничего страшного для любителей поддержанных заграничных машин в этом нет. Раньше они покупали секонд-хэнд у иностранцев, теперь будут – у своих, у россиян. И никаких тут пошлин. Но это только на первый, наивный взгляд. Из-за девальвации рубля только за январь и первую декаду февраля новые иномарки подорожали в среднем на 10%. И будут дорожать дальше. Это значит, что купленные сегодня в салонах машины, через полгода или год вернуться туда снова (по схеме «трейд-ин»), но будут стоить значительно дороже, чем могли бы стоить у какого-нибудь калининградского челнока, который, торгуясь, обычно сбрасывает цену. Прибавим к этому монополизированную среду нашего авторынка (более чем тысяча всех российских автосалонов принадлежит двум десяткам крупнейших дилеров). Вполне успешно они могут договариваться друг с другом и впаривать нам поддержанные иномарки по взвинченным ценам. И наш выбор невелик: либо соглашаться, либо ходить пешком.

Павел КАНЧЕР

>>Справка от редакции.

А отечественные производители как были в «предынфарктном» состоянии, так и остались. Общий объем запрошенной автопромом у государства финансовой помощи в виде гарантий по кредитам составляет сумму в 38 млрд.руб, из которых АвтоВАЗ – 10 млрд.руб (при долге более 16 млрд), ГАЗ – 10 млрд.руб, КАМАЗ – 6 млрд.руб и т.д. По состоянию на конец февраля ритмичной работы не демонстрирует никто – некомплекты Приор и Калины из-за отказа поставщиков комплектующих грузить на тольяттинский конвейер в долг при непогашенной и просроченной задолженности заполняют склады и отнюдь не дилеров, а сборка Газелей и вовсе остановлена, исключение составляет только «дешевый» бортовой вариант. А самое интересное при этом то, что тот же время АвтоВАЗ оплатил сбор за участие в раллийных гонках в Аргентине в сумме 4,5 млн.дол. Не из наших ли с вами, дорогой читатель средств?

Добавить коментарий
Имя:
Коментарий:



Код:* Code


Просмотров: 1262

Комментарии
 
« Пред.   След. »