Главная
Главная тема
События и комментарии
Город
Общество
Образование
Лица
Свободная тема
Письма в редакцию
Дата
Культура
Здоровье
Отдых
Спорт
Невидимки №6-2011
 №6, НОЯБРЬ 2011г.
архив номеров


Яндекс.Погода


Яndex

www.yandex.ru



ЕГЭ подкрался незаметно Печать
04.03.2007 г.
ImageО чем будут вспоминать выпускники 2007 года , когда под звуки нестареющего вальса уйдут со школьного двора? Интересные уроки, любимую учительницу, родного соседа по парте? Похоже, им уготованы судьбой совсем другие воспоминания - без романтики и без легкого чувства грусти от расставания со школой! Тех, кто в этом году скажет ей “Прощай!”, ждет единый государственный экзамен по русскому языку - от фонетики до синтаксиса, а также неожиданный устный экзамен по литературе (для его сдачи школьникам надлежит прочитать весь курс предмета с 5-го по 11-й класс). Речь не о параграфах в учебниках, а об объемных литературных произведениях! Такой вот постновогодний сюрприз, специально для одиннадцатиклассников.

Как утверждают психологи, чтобы понять человека, его чувства и все, что им движет в определенной ситуации, нужно просто поставить себя на место этого человека. Что и сделали журналисты Климовской редакции радиовещания РТВ “Подмосковье”, ответив на тесты ЕГЭ по русскому языку, найденные в Интернете. И вот представьте: те, для кого русский язык со всеми его составляющими уже давно профессия, наделали немало ошибок в этих тестах. Мы удивлялись некорректной постановке вопросов, пытались понять: набор букв под номерами - это что? И, обсуждая редакционную сдачу ЕГЭ, мы пришли к выводу: этот экзамен не выявляет истинной грамотности человека, его знания родного языка, умения им владеть. Это просто метод научного тыка. Радиожурналист Елена Ланцева особо подчеркивает:

- Ознакомившись с тестами, я решила, что особой сложности они не представляют. А когда ответила на все вопросы и увидела результат, была поражена. Я более 10 лет занимаюсь литературной работой, в нашей редакции грамотность - это принцип, возведенный в высокую степень. И вряд ли совершенные ошибки говорят о безграмотности. Я противница экзаменов, которые строятся на тестовой основе. Подобная система, на мой взгляд, ведет к примитивизации образования. Такой экзамен может нравиться только тем учителям, у которых преподавание основывается на принципе “запомни!”, а не “пойми!”. Творческому человеку ЕГЭ вообще не нужен. Какой же это критерий знаний, когда предлагаются ответы и можно просто угадать? К тому же задача школы - подготовить грамотного, думающего молодого человека, способного и дальше развиваться. Во многих СМИ акцентируется, что этот экзамен проводится без критериев оценки его успешности, без научной гипотезы, без учета мнения специалистов и мирового опыта. Во Франции, которая была инициатором ЕГЭ и ввела подобную форму аттестации в 1967 году, от этого экзамена отказались очень быстро - в 1972 году. Потому что убедились в ее неэффективности. Соединенные Штаты приняли эту систему позже, а в 2005 году на Конгрессе американских губернаторов президент компании “Майкрософт” Билл Гейтс сказал, что американская система образования находится на грани краха, выпускники университетов не способны самостоятельно мыслить, принимать решения, создавать интеллектуальный продукт. Зачем же нам использовать неудавшийся зарубежный опыт? Первый заместитель председателя комитета по образованию и науке Государственной Думы Олег Смолин, недавно выступая в Москве на конференции противников введения ЕГЭ в российское образование, высказал мнение, что чем образованнее человек, тем труднее ему сдать этот экзамен. А по гуманитарным предметам его вообще сдать невозможно. И я с ним совершенно согласна!

Мне всегда казалось, что педагогика - это наука. И всегда хотелось верить, что наука эта - гуманная. Потому что касается детей, их развития, таланта, их будущего. А значит, как и в любой другой науке, здесь абсолютно запрещен эксперимент над живыми людьми. Вначале - исследования, научное обоснование, тысячи доказательств о необходимости нововведения и его безопасности для всех нас и государства в целом. Поэтому-то наука - предмет неприбыльный здесь и сейчас. Ее цель - работа на будущее. Но раз подобные эксперименты за четыре месяца до экзаменов падают на головы наших и без того не самых здоровых детей, то что должны думать родители, учителя, а самое главное, выпускники о тетях и дядях, работающих в Министерствах образования, в правительстве, в Государственной Думе?! Вот бы им эти тесты всех категорий сложности и с вычетом из зарплаты за каждый неправильный ответ! Школа - это вовсе не игра “Кто хочет стать миллионером?”. Об этом мы беседовали с заслуженным учителем РФ, учителем истории школы №1 Татьяной Борисовной Демьяненко.

Image- Я думаю, это попытка каким-то странным образом выйти на непонятные стандарты. Всегда была в этом уверена - советская система образования была самой правильной, самой выверенной и, что самое ценное, она была абсолютно логичной. И от этого мнения никогда не откажусь! В том, что происходит теперь, логики нет. Требования меняются так быстро, что мы, не успевая выполнить до конца предыдущие, вынуждены приступать к новым. Любой ребенок - такой же гражданин, как и взрослый, с такими же правами. Он должен заранее знать, что ему предстоит, и в процессе аттестации в том числе. И когда одиннадцатиклассникам объявлено о ЕГЭ в середине января, а сдача предстоит в середине мая, то я расцениваю это, как нарушение их прав. Поскольку это стрессовая ситуация для детей, она многих выбила из учебного процесса. Дети теперь пытаются одолеть весь объем по русскому языку для достойной сдачи ЕГЭ. В нашей стране так исторически складывалось, что в системе образования подразумевалась фундаментальность. И этим она ценилась в мире. На основе своих знаний люди свободно ориентировались во многих отраслях и науках. А при тестовой системе знаний экзамен превращается в «угадайку». И это только в раннем детстве такая игра безобидна, поскольку угадал - хорошо, не угадал - все еще впереди.

Мы всегда радовались, что российская образовательная система позволяла развить речь, логику ребенка, создать широкий мировоззренческий уровень. А что можно создать с помощью предлагаемых нововведений, я просто затрудняюсь сказать. И понимаю, что возмущаться можно сколько угодно. Но так как уже создана целая система, а лучше сказать - отрасль, под которую выделены государственные средства, единый государственный экзамен продолжит свое существование. Ведь лет 7-8 назад, когда разговоры о ЕГЭ только начинались, многие педагоги, родители были категорически против, мнение свое высказывали, и что? И еще один аспект. Безусловно, ученики - главное звено во всей этой цепи. Но и педагоги в ней тоже не лишние. Мы растим выпускные классы, мы рады их успехам, стремлениям, их научности. А что увидим в конце? Результат, который будет оценен баллами впопыхах и в спешке?

Но пока суд да дело, наши выпускники уже прошли пробный аналогичный ЕГЭ-экзамен по русскому языку и математике. Они до сих пор пережевывают и переживают это событие и небезосновательно считают, что стихотворение Владимира Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо?” в Министерстве образования позабыли. Выпускники 2007 года Мария Бойкина, Виктор Байнов и Иван Кузнецов, как и многие семнадцатилетние юноши и девушки, мечтают о простых и в то же время важных вещах: успешно сдать выпускные экзамены и поступить в вуз. И не понимают, почему с каждым годом абитуриенты обязаны проходить испытания покруче, чем в “Форте Байярд”?

Мария: Эти нововведения нас очень сильно взбудоражили, мы до сих пор не можем оклематься. Потому что нас не готовили к подобному экзамену, в отличие, к примеру, от мурманских выпускников, которых готовят уже четыре года. И мы многое не можем нагнать, вспомнить. После репетиционного экзамена я поняла, что сдавать его трудно. И все переживают, что если экзамен сдать не удастся, то мы не сможем поступить в вуз, и год пропадет. Мы успокаиваем себя, что еще легко отделались, а вот тем, кто сейчас в 10 классе, придется несколько экзаменов сдавать в форме ЕГЭ, а не один.

Виктор: В школе, конечно, стараются нам помочь. Даже жалеют.
Мария: Образование в школе и требования в вузе - это две разные стихии. Мы ведь все ездим на подготовительные курсы и стараемся подстроиться под тот ритм, который существует в институте.

Иван: Мне кажется, сдать ЕГЭ можно, только заданий сложных много, особенно в категории C. И не все вузы еще могут сказать, будут ли они принимать этот экзамен.

Мария: В репетиционном экзамене мне многое не понравилось. В некоторых случаях в тестах некорректно задан вопрос. И не знаешь, как ответить. И в нарушение правил от безвыходности мы обращались к учителям. Даже они берутся за голову! А правила таковы: если не знаешь, то все равно отвечай, ставь крестик, чтобы компьютер посчитал. Мы не знаем, чего от нас хочет добиться правительство, но если вводить ЕГЭ, то правильно и аккуратно. Многие ребята называют этот экзамен русской рулеткой: везучий - значит, правильно поставишь крестик. А если нет, то…

А теперь вспомним про еще один добавленный экзамен - по литературе. Выглядит это нововведение, как месть современному нечитающему поколению за все школьные годы, начиная со “Слова о полку Игореве”. Как выпускница прошлых лет, сдававшая литературу по билетам, оговорюсь, что ничего трагичного в этом экзамене нет. Вот только готовили нас заранее - за два года до экзамена, а не за четыре месяца. Поэтому и переживает за своих учеников учитель русского языка и литературы школы №1 Валентина Анатольевна Шутова: - Тест по русскому языку не покажет истинных знаний ребят по этому предмету. На мой взгляд, если бы дети сдавали русский язык в школе по билетам, как раньше, то результат был бы лучше, и, самое главное, знания отложились бы в голове. Ведь в таком случае повторили бы все правила и примеры к ним в строгой системе. Сейчас и педагогам, и ребятам очень трудно, Мы не знаем, что будет предложено в тестах, и времени катастрофически мало. Выпускники 2007 года поставлены в очень жесткие рамки. Знай мы хотя бы в 9-м классе, что предстоит устный экзамен по литературе, заранее бы готовили ребят. А разве возможно сейчас столько прочитать и выучить наизусть?! Перестраиваемся на ходу!

Безусловно, прогресс - вещь великая и необходимая. И без компьютеров уже квартира - не квартира, семья - не семья, ребенок - безнадежно отсталый. Сколько программ - столько и возможностей. Компьютеры играют в шахматы, пишут музыку, вскоре начнут заменять водителей общественного транспорта и, наверное, страшно представить, даже учителей. А что? Ведь компьютеры проверяют работы выпускников после единого госэкзамена! Они и забраковывают даже правильные ответы тестов, если, к примеру, они написаны прописью, а не печатными буквами. Такое вот восстание машин! «Отчасти поэтому результаты репетиционного экзамена оставляют желать лучшего», - констатирует начальник отдела развития образования Управления образования Климовска Елена Константиновна Горшкова.

- Каждый выпускник должен получить распечатку своих ошибок в тестах, пробелов в темах, чтобы как следует их подготовить. В первую очередь результат репетиционного экзамена должен быть проанализирован учителями, ситуацию еще можно спешно исправить. 85% детей, которые получили оценки ниже своего уровня, просто неправильно оформили работы. Неправильно поставил значок, небрежно написал - и результат уже не засчитывается. Ребятам надлежит очень внимательно отнестись к оформлению работы, писать аккуратно и в соответствии с теми требованиями, которые существуют. А если подвести предварительный итог, то тенденция такова: свои оценки дети подтверждают. Хорошо, что сейчас во всех Климовских школах в 10-11 классах есть русский язык, хотя его нет в базисном учебном плане. И это должно помочь ребятам в подготовке к экзамену. Но, скорее всего, она уже закончена, и время осталось только на то, чтобы подтянуть «хвосты». Да, мы поставлены перед фактом, его надо принять и по возможности уменьшить риск плохих оценок на экзамене. Нужно справиться с волнением, не торопиться, быть внимательным. Если репетиционный экзамен писали не все, то 12 апреля пробный экзамен предстоит каждому выпускнику. Это будет генеральная репетиция основного экзамена. Для всех других учеников это будет День здоровья. А одиннадцатиклассники придут в те школы, где им и надлежит в середине мая сдать ЕГЭ (в родной школе этот экзамен сдать нельзя согласно предписанию - Т.П.). Самая большая и серьезная работа предстоит организаторам в аудитории. В школе №6 будет 16 аудиторий, а в лицее - 10. Подготовку будут проходить 60 учителей, в основном начальной школы. Будут и дежурные по этажу. Для всех педагогов, которые будут работать на сдаче ЕГЭ, есть инструкции, и их надо выполнить четко, чтобы ни у кого не было оснований для подачи апелляции по процедуре его проведения. Она может быть подана учеником, только пока он находится в пункте сдачи экзамена. Вторая апелляция возможна по результату ЕГЭ, если он выпускника не устраивает. Ее следует подать в течение трех дней после получения результата.

Возможно, кто-то из наших читателей думает сейчас: говори, не говори - все равно ничего теперь не изменишь. Ребятам придется сдавать все экзамены по списку, и надо сделать все, чтобы сдать их как можно лучше даже в такой нервотрепке. И мы, конечно, смиримся с несправедливым отношением к нашим детям, с валерьянкой и глицином, которые им предстоит проглотить. Но нам предстоит смириться еще и с тем, что кроссвордная система, зарождающаяся в российской школе, разрушает фундаментальную систему образования, которой гордилось не одно поколение нашей страны и которое подарило нам и великих ученых, и великие научные открытия, и просто первоклассных специалистов во многих отраслях. Так считает и депутат городского Совета, главный редактор Климовской редакции радиовещания РТВ «Подмосковье» Галина Носова.

-Несколько лет назад я брала интервью у Виктора Сиднева - это известный знаток клуба “Что? Где? Когда?”, ныне мэр города Троицка. Как выяснилось, в его биографии есть страницы и педагогической деятельности, он преподавал в США математику, где и столкнулся с кроссвордным образованием. И по его словам, убогость этой системы в том, что ребенок, проявивший себя как математик, по тестам являлся твердым троечником. И на занятиях ему было просто скучно. Но когда Виктор Владимирович внес в те уроки отечественную струю, проявились недюжинные математические способности ребенка. И этот пример меня настораживает. Получается, что нас, с нашими глубокими историческими корнями, традициями русской интеллигенции, людей мыслящих, не обязательно при этом эрудитов, пытаются загнать в рамки тестов. Я считаю, что сочинение или изложение, которые предлагались детям в качестве и выпускного, и вступительного экзамена, выявляли и умение грамотно писать, и образное мышление, и практически все творческие способности человека. Любая личность сложна и многогранна, но вряд ли это можно понять и оценить с помощью теста. Я считаю, что введение подобной системы - ошибка, мне обидно, что на детях ставят эксперимент, и уверена, что результат его будет отрицательным и от него скоро просто откажутся.

Татьяна ПЯТОВСКАЯ
Климовская редакция радиовещания
РТВ «Подмосковье»

Добавить коментарий
Имя:
Коментарий:



Код:* Code


Просмотров: 1507

Комментарии
 
« Пред.   След. »