Главная
Главная тема
События и комментарии
Город
Общество
Образование
Лица
Свободная тема
Письма в редакцию
Дата
Культура
Здоровье
Отдых
Спорт
Невидимки №6-2011
 №6, НОЯБРЬ 2011г.
архив номеров


Яндекс.Погода


Яndex

www.yandex.ru



Школа попала в сети. Учитель гимназии Галина Якшева – об интернете, Печать
10.02.2007 г.
ImageЗнаете ли вы, что обычный школьный учитель может бороздить просторы Интернета не хуже своих учеников, приходить на урок не только для того, чтоб научить их истории или литературе, но и для того, чтоб самому научиться у них житейской мудрости, да и вообще быть им не просто Учителем, но и Другом? Где ж такие учителя бывают, спросите вы. Я смело отвечу вам - в Климовске! Это уже показал конкурс “Учитель года”, победителями которого стали наши педагоги в прошлом году. Однако не стоит думать, что те, кто не был отмечен наградами президента и губернатора, в чём-то хуже. Правильнее будет сказать - скромнее. Но повод городиться найдётся практически у каждого учителя нашей малой родины. У преподавателя истории гимназии Галины Григорьевны Якшевой их даже несколько. Судите сами: свои уроки она давно уже ведёт с применением новейших цифровых и интернет-технологий, второй год работает в Москве экспертом по проведению ЕГЭ, а в этом учебном году стала первой в Климовске преподавать ребятам историю Московской области. Скоро она отметит тридцатилетие своей преподавательской деятельности.

- Почему решили стать учителем именно истории?
- Моя мама учитель, и всё моё детство прошло в школе. В другой профессии я себя не представляла. А почему история? Один из преподавателей подольской школы №12, где я училась, Александр Прокопьевич Чернойван, заложил в меня любовь именно к истории. Да и по складу характера я гуманитарий, думала даже пойти в учителя русского языка и литературы, но любовь к истории победила. И о своём выборе я не пожалела. Хотя учитель истории - специальность особая. Постоянно ход истории переосмысливается, и приходится перестраиваться самой, да и детей соответственно настраивать. Ведь то, что говоришь одному поколению, приходится совершенно в ином виде рассказывать следующему.

- А как вы оцениваете изменения в методике преподавания истории в школе?
- Раньше была чёткая идеологическая направленность в работе учителя, были строгие методологические указания. А сейчас мы, учителя, более свободны в трактовке каких-либо событий, в этом плане нам сейчас стало легче. Сегодня наша задача - изучить с ребятами какую-либо историческую проблему, задачу, научить их составить своё мнение о ней. На уроках я предлагаю ученикам своё видение тех или иных исторических событий, они могут соглашаться со мой или дискутировать. А навязывать какую-либо единую точку зрения - сейчас у нас нет такой задачи. Да это и не нужно. Сейчас мы учим ребёнка не зазубривать что-то, а думать, анализировать, делать выводы. А моя задача - предоставить ученикам исходную информацию в достаточном количестве, чтоб они могли всё это сделать.

- Удаётся это? Достаточно ли сейчас школьных учебников, из которых ребята могли бы получать информацию для размышления, анализа?
- Нет, пока недостаточно. В последнее время, правда, в учебниках большее внимание уделяют именно историческим документам, но мне всё равно самой приходится создавать собственные методические материалы для занятий на уроках. Вообще каждый учитель имеет право на 30% изменять программу преподавания своего предмета, с разрешения методического совета школы, конечно. Может он создать и собственную программу преподавания, так называемый элективный курс, который даёт возможность углубленного изучения того или иного предмета или его части.

- Сейчас много говорят о том, как скажется на качестве образования сокращение многих гуманитарных предметов...
- Да, и особенно истории. И это ужасно. Мы и так отдаляемся от событий Великой Отечественной войны, например, и патриотизм утрачивает своё значение. Но всё же война - эта одна из главных тем, на которой мы можем воспитывать молодое поколение, потому что ещё живы ветераны. И на своих уроках истории я уделяю в два раза больше времени на изучении Великой Отечественной войны, чем это отведено рамками программы. Тем более что сейчас для этого есть большие технические возможности - появляется всё больше кино и фотодокументов, которые я могу показать ребятам на уроках. И такая наглядность играет свою роль. Конечно, используем и традиционные формы работы, такие как экскурсии по места сражений. Хотя воспитываем и на примерах современности. Недалеко от нашего города, в селе Курилово, жил Евгений Родионов, который во время Чеченской войны был взят в плен, где отказался принять ислам и был убит. На его примере я показываю ребятам, что патриотизм - это современное чувство, оно не утрачено молодым поколением.

- Скоро вы будете отмечать тридцатилетие педагогической деятельности. За эти годы вы наверняка сделали вывод о том, что же главное в профессии учителя. Так что же? - Самое главное - научить детей быть Людьми с большой буквы. И учитель в этом плане играет очень большую роль. Потому что личный пример играет огромную роль. А вообще девиз моей жизни – “доброта спасёт мир”. Поэтому меры административного воздействия я исключаю из своей работы, всегда стараюсь понять ребят, помочь им разобраться в конфликтах.

- А что для вас самое сложное в работе педагога?
- Надо успевать за детьми. Потому что очень быстро изменяется наша жизнь, а вместе с нею - наши ученики и их способности. И учителю постоянно приходится учиться - чтоб не отстать от них. Конечно, учиться никогда не поздно - но с каждым годом это делать всё сложнее, всё сложнее успевать за молодыми. А современные дети настолько развиты и подкованы во всех отношениях, что надо им стараться соответствовать, а это нелегко. Потому учитель в современном обществе должен учиться сам, и постоянно - вот это самое сложное.

- У каждого учителя есть свои педагогические успехи. Расскажите о ваших.

- Самый большой мой успех - это выпуск 11-летней давности класса, в котором я была классным руководителем. Это был наш первый гимназический класс гуманитарной направленности, это были необыкновенно одарённые дети. Горжусь, что имею отношение к ним, потому что сейчас им нет и тридцати, а многие из них достигли больших высот. А ещё для меня было удивительным и приятным, что один из моих выпускников, Витя Троянов, после школы поступил в духовную семинарию. В школьные годы показывал неплохие результаты в городской олимпиаде по истории, очень любил рассуждать, анализировать события, докапываться до самой их сути. Но что он изберёт такой вот путь, я, конечно, тогда предположить не могла.

- Говорят, что хороший учитель не только учит своих учеников, но и многому учится у них сам. Чему учитесь у своих ребят вы?
- Учусь по-новому общаться с ними. На новом уровне, новой системе взаимоотношений, новым словам. Новое время заставляет нас перестраиваться. Учусь сотрудничеству, а порой мои ученики могут быть мне хорошими советчиками и помощниками. Даже познавая компьютерные технологии, я часто обращаюсь к своим ученикам за помощью.

- Что необходимо, чтобы стать настоящим учителем?
- Надо быть предельно внимательной к детям. С пониманием относиться к их проблемам, постараться стать для них другом, старшим товарищем. И это не громкие слова - моя работа не раз подтверждала это. Должно быть и знание своего предмета, и умение преподнести его так, чтобы ребятам было интересно несмотря на то, что сейчас их окружает огромный поток информации, и знания они могут почерпнуть из многих источников. Ведь сегодня роль учителя именно как источника информации несколько утрачена, педагог сейчас больше призван нести моральные ценности и учить ребёнка думать и размышлять, высказывать свою точку зрения и умело отстаивать её. Вот это сегодня главные цели учителя, а просто получить информацию сегодня ребята могут вполне самостоятельно.
- За тридцать лет вашей работы изменились ваши ученики? Легче или труднее с ними стало работать?
- Трудность в том, что дети стали излишне раскрепощённые - сложнее становится в плане дисциплины. Хорошо, что ребята стали более самостоятельными, детская эмансипация сильно заметна. Каждые 5-7 лет дети очень меняются. Уже приходя в школу, они очень много знают. И если раньше, рассказывая о чём-то, учитель видел раскрытые от удивления глаза и стремление узнать побольше, то сегодня ребёнка удивить очень трудно. С одной стороны это хорошо, но с другой - учителю намного труднее работать. Приходится повышать квалификацию, придумывать новые формы работы.

- И какие ноу-хау используете вы?
- Во-первых, большой эффект дали курсы повышения квалификации по интернет-технологиям для учителей-историков, которые я прошла. Теперь я могу находить необходимую информацию в сети, выходит это более оперативно, чем при традиционных курсах повышения квалификации. Появилась возможность создавать электронные презентации к тем или иным темам, иллюстрировать с их помощью исторические события. Это очень привлекает ребят. Участвую я в эксперименте по внедрению в курс истории России регионального компонента “История Московской области”, разработанного Московским государственным областным университетом. Этот курс я провожу второй год, и наша гимназия на данный момент является единственным образовательным учреждением, где он существует. Надо сказать, что он очень привлекает ребят своей необычностью: они узнают о том, что древнейшие стоянки наших предков были обнаружены совсем недалеко от нашего города, приведены интереснейшие подробности о битве с крымским ханом Давлет-Гиреем близ села Молоди. Также я работаю экспертом Единого государственного экзамена: второй год в Москве от города Климовска проверяю результаты ЕГЭ по истории, той его части, которая содержит развёрнутый ответ экзаменуемых. За это время прошла все этапы: первым и вторым экспертом, работала и в конфликтной комиссии, которая разбирает разногласия по результатам экзамена. А в этом году была приглашена на Всероссийскую конференцию по основам организации и проведения ЕГЭ. Эта работа, конечно, во многом позволяет мне более успешно готовить моих учеников к выпускным и вступительным экзаменам.

Алексей ТИМОФЕЕВ

Добавить коментарий
Имя:
Коментарий:



Код:* Code


Просмотров: 1472

Коментарии (5)
1. Написал(а) Bubba в 08:37 26 июля 2011 г.
 
 
I don't know who you wrote this for but you helped a btrhoer out.
 
2. Написал(а) uzrfdkljzr в 14:42 27 июля 2011 г.
 
 
NQMKko nngarmgxwirw
 
3. Написал(а) ertfnpf в 19:27 27 июля 2011 г.
 
 
TBj4kx , [url=http://zekvkwugsbou.com/]zekvkwugsbou[/url], [link=http://upztuhzwvtzq.com/]upztuhzwvtzq[/link], http://tezzcuxyxira.com/
 
4. Написал(а) aadgekyo в 14:29 29 июля 2011 г.
 
 
gurGoG bqnsqwcofkhs
 
5. Написал(а) awaqrsrb в 15:25 30 июля 2011 г.
 
 
JIUl2p , [url=http://jxzrrwzdnlpk.com/]jxzrrwzdnlpk[/url], [link=http://bjqhhjmsfine.com/]bjqhhjmsfine[/link], http://hitidpczmnet.com/
 
 
« Пред.   След. »