Главная
Главная тема
События и комментарии
Город
Общество
Образование
Лица
Свободная тема
Письма в редакцию
Дата
Культура
Здоровье
Отдых
Спорт
Невидимки №6-2011
 №6, НОЯБРЬ 2011г.
архив номеров


Яндекс.Погода


Яndex

www.yandex.ru



Деньги на ветер Печать
Город
28.04.2008 г.
Image

Наша семья живет в доме по ул. Дм. Холодова, и он неплохо отапливался от котельной КСПЗ в морозные дни. Но нынешняя весна выдалась необыкновенно теплой, а до «огнедышащих» батарей нельзя было дотронуться. Несколько недель подряд температура в комнатах не опускалась ниже +30°С.

Приходилось круглосуточно держать нараспашку все форточки и балконную дверь. В итоге я подхватил простуду от непрерывных сквозняков, но комфортной температуры в квартире так и не достиг.

Зато осенью картина, надо думать, будет прямо противоположная: на дворе лужи покрыты слоем льда, летают «белые мухи», а котельную все никак не могут раскочегарить. В комнатах сыро как в погребе и температура не превышает 12-15 градусов… Думаю, большинству наших читателей подобные житейские ситуации прекрасно знакомы, и не с чужих слов, а по собственному безрадостному опыту. Сведущие люди уверяют, что причина тут проста. На КСПЗ элементарно жмотничают - не желают тратить деньги на установку автоматического оборудования, непрерывно регулирующего температуру воды на выходе (оно, например, есть в котельной соседнего ЦНИИТочМаша). Да и на кой ляд им это нужно, ведь заложенные лукавые тарифы за отопление (в нашем доме - 22,37 руб. на 1 кв. метр площади) с лихвой перекрывают ИЗ НАШЕГО С ВАМИ КАРМАНА все их затраты, включая миллионы, бессмысленно пускаемые на обогрев улицы.

Эксплуатировать котельную сегодня не просто выгодно, а очень выгодно, иначе не вцепились бы хозяева КСПЗ в нее руками, ногами и зубами, не желая отдавать городу. Меня как потребителя услуг совершенно не интересует и то, что у снабжающей организации в плохом состоянии находятся инженерные коммуникации и существенная часть тепла теряется по дороге до моего дома. Это их проблемы. Но пока на практике все эти потери оплачиваем мы, потребители воды или тепла. Разве это справедливо?

Энергоресурсы стремительно дорожают, и даже страны с куда более состоятельным населением непрерывно внедряют все новые экономические стимулы к экономии тепла: монтируют в квартирах счетчики тепла, вводят дифференцированные тарифы. И по РФ в среднем 47% стоимости коммунальных услуг составляет именно стоимость тепла. Наши тепловые сети - самые дорогие в мире: реальные тепловые потери доходят до 50-70%, утечки превышают нормы, принятые в развитых странах, в тысячи раз… Удивительное дело: придя в магазин или на рынок, мы тщательно следим, чтобы нас не обдурили ни на копейку, а вот заведомо переплачивая за то же тепло ежемесячно сотни и сотни рублей, сохраняем поистине олимпийское спокойствие. Ведь любой обитатель частного дома - и шикарного коттеджа, и старенькой деревенской избы - подтвердит, что теплая зима для него - благо, позволяющее существенно сэкономить в расходах по обогреву. А мы чем хуже? И почему должны втридорога переплачивать, покупая коммунальные услуги у бесхозяйственного, ленивого, жадного хозяина-монополиста?

Не секрет, что мы, потребители, являемся практически бесправной стороной в договоре о предоставлении услуг. Попробуйте хоть на один день задержать платежи за то же отопление - тут же в жировках, в полном соответствии с законом, автоматически начнут «капать» штрафные рубли – пеня. А вот если у вас в квартире холодно - попробуйте добиться от коммунальщиков не только что денежной компенсации, а хотя бы элементарной нормальной температуры!

Закон говорит четко: в ЖКХ, как и в любой другой сфере, мы должны оплачивать ровно столько, сколько потребляем, установив равноправные отношения с поставщиками этих самых услуг. Специалисты давно уже проработали и в некоторых регионах внедрили механизмы решения проблемы справедливых платежей для населения. При реальной поддержке местных властей принимаются трехсторонние договоры между теплоснабжающей организацией, компанией, эксплуатирующей внутренние инженерные системы зданий, и жителями. В них теплоснабжающая организация гарантирует поставку определенного количества тепла. А организация, эксплуатирующая внутренние системы, обеспечивает контроль качества и количества закупаемого тепла, а также обеспечения теплового комфорта во всех помещениях жилого дома.

Такие договоры принимаются на общих собраниях жильцов. В них закладываются значительные взаимные штрафные санкции, и получается снижение платежей в случаях недопоставки тепла плюс дополнительная и весомая штрафная пеня. А люди реально реализуют законное право не платить за некачественную услугу, а заодно и получать финансовую компенсацию за причиненные неудобства. И владельцам котельной уже становится себе дороже отапливать улицу или пытаться нажиться на недогреве!

ImageКонечно же, «светлое будущее» - за установкой в каждой квартире теплосчетчиков. В СМИ описаны сотни случаев, когда жильцы, добившись установки счетчиков и реальных платежей за тепло, получали снижение своих расходов по этой статье в 2-3 раза! Сегодня это пока недешевая процедура, да и далеко не всегда технически реализуемая. Но в принципе по новому Жилищному кодексу каждый россиянин имеет право установить у себя счётчик тепла, воды или газа, не спрашивая на это чьего-то милостивого дозволения. Как известно, недавно завершились открытые конкурсы по выбору управляющей компании, которая на ближайший год будет решать наши коммунальные проблемы. В итоге для сотен климовских многоквартирных домов (за исключением 11 многоэтажек, где организованы ТСЖ), такой компанией стал старый знакомый – МУП «СЕЗ». Конечно же, можно, да и нужно требовать с управляющей компании, чтобы она в том же вопросе теплоснабжения защищала права потребителей, десятков тысяч климовчан. Но будем реалистами, у коммунальщиков своих ежедневных забот и хлопот выше крыши, тем более их вполне устраивает нынешняя система тарифов, позволяющая им в любом случае оставаться в финансовом плюсе. Поэтому ни разработкой гибкой системы тарифов, ни тем более установкой общих или квартирных счетчиков они себя напрягать не будут. Да и надежды на то, что в новых договорах с МУП «СЕЗ», которые сейчас все собственники квартир и комнат будут оформлять, появятся какие-то дополнительные пункты в защиту наших интересов, абсолютно нулевые.

Единственная возможность сегодня, да и в отдаленной перспективе, реально защитить свои права - это объединение усилий активных и неравнодушных одиночек и создание Товариществ собственников жилья. К этому прямо подталкивает и нынешняя коммунальная реформа. Реальность такова, что сегодня жители домов, где не созданы ТСЖ, практически не могут рассчитывать на проведение капитального ремонта за деньги из специально созданного федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ. И этой проблемой дело вовсе не ограничивается. Например, мало кто знает, что после проведения конкурсов и в полном соответствии с законом в перечне предоставляемых коммунальщиками обязательных услуг исчезли некоторые очень важные виды работ. В частности, обслуживание кровли домов. Конечно, крыши безнадзорными не останутся, но трудностей и финансовых, и организационных тут прибавится.

Поэтому, хотим мы того или не хотим, но собственникам жилья неизбежно придется активно включаться в дело управления своей многоэтажкой - в виде реального финансового соучастия в том числе. Тем более что в деле «добровольно-принудительного» создания ТСЖ государство уже давно, и особо не маскируясь, перешло к известному по армии жесткому принципу: «Не можешь – научим, не хочешь – заставим!..»

Юрий КОРОЛЕВ

Добавить коментарий
Имя:
Коментарий:



Код:* Code


Просмотров: 1638

Комментарии
 
« Пред.   След. »